АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ
Ассоциация Ассоциация идей - так называется в психологии связь между прежними ивновь возникающими в человеческом сознании представлениями.Представления группируются и составляются ряды, связанные между собоютак, что возобновляющееся в сознании представление вызывает в нем идругое, бывшее с ним ранее связанным. Большая часть так называемыхнепроизвольных представлений основана на этом психологическом явлении;ему подчинена также большая часть непроизвольных воспоминаний, полетовфантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток мысли безумца.Но и произвольное, сознательное мышление, произвольное воспоминание иразмышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведенияпри помощи ассоциаций идей. Заслуга открытия этого явления должна бытьприписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в областипсихологического мышления, в XVIII столетии. Как ни расходились вразъяснении этого явления Гэртли и Пристлей, так называемыепсихологиассоциационисты, а с другой стороны Рид и в другом отношенииЮм, однако все они признают четыре основных закона, по которымпредставления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) наосновании контраста, т.е. противоположности, 3) в силу близости вовремени или в пространстве, 4) вследствие отношений между понятиями,напр. причинности, присущности и т.д. Психология XIX века обратила особое внимание на этот предмет. Многонового высказано было по этому поводу, в особенности Д.С. Миллем иГербартом. Важным результатом их трудов можно считать упрощение четырехтолько что указанных психологических законов и сведение их на двеосновные формы: с одной стороны представления связываются взаимнымсходством, родством, с другой - чуждые одно другому представлениясливаются вследствие одновременности, т.е. вследствие случайной встречив том же субъекте. Вторая форма рассматривается Гербартом лишь какусложнение. Для обеих форм имеет значение закон, что ассоциация темпрочнее и вернее, чем чаще она повторяется, что мы испытываем при учениичего-нибудь наизусть. Относительно обеих форм может быть указан еще итот важный факт, что два представления, которые каким бы то ни былообразом сливаются с третьим, могут вступать и друг с другом в такоеотношение, что будут вызывать одно другое без сознания посредствующегопредставления. При ассоциации вследствие сродства, следует, наконец,заметить, что элементы представлений могут состоять также и изсопровождающих их чувств, которые, вообще, имеют громадное значение впри всем ходе ассоциативного воспроизведения. Как ни важно явлениеассоциации идей для элементарных процессов духовной жизни человека, темне менее ошибочна была теория XVIII века, сводившая к ассоциации всепсихические явления, и более правильно учение Лейбница, что ассоциациидолжно быть противопоставлено как своеобразная и еще более важнаяфункция - восприятие. Из процесса восприятия, познавания, несомненновозникают новые и более прочные ассоциации идей.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АССОЦИАЦИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.