АББАТ
АББАТ АББАТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АББАТ

АББАТ

АББАТ
Аббат Аббат, от слова Abbas (отец), - почетный церковный титул, который,начиная с V и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей итаким образом делается названием церковной должности. То же названиетолько с женским окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, сталивпоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Покасуществовали только монастыри на правилах, установленных св. Бенедиктом(до начала Х стол.), и название аббата было общим именем их настоятелей.С Х стол. начали возникать новые духовные ордена, и монастыри тольконемногих из них, как напр. Премонстрантов, Цистерианцев и Трапистов,управлялись аббатами, между тем как у большей части остальных настоятелиназывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами (укартезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев ипроч.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов).Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, нотакже у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многиеордена не желали употреблять этот титул по чувству смирения. Аббатызанимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, ас другой, к подчиненным им монахам их монастырей. Напр. у бенедиктинцевназначаемый конвентом аббат пользуется полною самостоятельностью, междутем как у цистерианцев он бюрократически подчинен верховному совету вКлерво. Еще прежде причисления монахов к духовенству, аббат имел право иобязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлятьмонастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания.Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; впрежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперьаббаты и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергатьсвоих подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. Убенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подается епископуили папе. Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а современи второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящатьсвоих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатамцеркви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов иимеют право голоса на соборах. Таких же преимуществ и прав домогалисьаббатиссы, но не могли получить их уже потому, что женщинам недозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они осталисьподчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постаралисьосвободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббатыосвобожденных монастырей не признают над собою никакой власти, кромевласти папы. Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в правааббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своихлюбимцев, а при очищении этих мест даже оставляли аббатства за собою.Еще гораздо вреднее для достоинства этого сана было то обстоятельство,что в VIII и в особенности в IX столетии, по благоволению королей или посоображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и каролингиначали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верностьили за военные заслуги. Вследствие этого, до Х столетия включительноглавнейшие монастыри, в пределах иерархии римской церкви, имели во главесвоей, по большей части, светских аббатов или абтграфов (лат.Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовныхучреждений. В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагалсяна деканов, приоров. Во Франции название аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Нокогда, по заключенному между папою Львом Х и королем Франциском Iконкордату, французским королям предоставлено было право назначать 225Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботнаяи безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе имладших членов дворянских фамилий, посвятить себя духовному званию,чтобы при случае получить подобную синекуру. Уже в XVI-м столетииаббатами назывались все молодые люди духовного звания, не исключая итех, которые не имели священнического сана. Их одежда состояла изкороткой черной или фиолетовой рясы с небольшим воротником, а волосазавивались в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатовмогли рассчитывать на осуществление своего желания, то значительнаячасть их стала занимать места домашних учителей в знатных домах илипроникать в семейства в качестве духовных советников и друзей дома,причем влияние их слишком часто оказывалось вредным. Поэтому в старинныхфранцузских комедиях аббаты играют не совсем привлекательную роль.Некоторые другие из числа молодых духовных лиц, не занимавшихофициальных должностей, старались получить места в высшем учебномведомстве или же приобрести известность в качестве поэтов и писателей.Только в конце XVIII-го века, во время революции, аббаты исчезли изфранцузского общества, и теперь этот титул употребляется французамитолько как форма вежливости, в письмах к молодым лицам духовного звания.Французскому слову аббат соответствует итальянское abbate, и этот титулупотребляется в обращении ко всякому молодому лицу духовного звания, ещене получившему священнического сана.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АББАТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.