АНГЕЛ
АНГЕЛ АНГЕЛ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АНГЕЛ

АНГЕЛ

АНГЕЛ
Ангел Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется вБиблии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, ИисусуХристу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископамцерквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когдаони являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смыслеэто слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшиечеловека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию иисполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается прислужении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам иправедникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту,и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают иславят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне,возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют бытьучастниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель,о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, "Библейск.Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г. Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития вкнигах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и присвете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа,сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны ибестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если онипринимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянноебытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они невездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но всовершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, невсеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергатьсяискушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять вдобре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят передлицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаютсяблаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинственебесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основатьВетхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии,с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы,херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшаяиерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всегоизложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Какоезначение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но соборКонстантинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природеи силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известныимена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий), Рафаил -(помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь и свет божий), Салафиил -(молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия). Вероятно, чтобы дополнитьсемеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых вБиблии: Иегудиил - (хвала божия) и Варахиил - (благословение божие).Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., "ДогматическоеБогословие" и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич.богословие" (1882, 151-182 стр.). Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработкив древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждалиотносительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том,считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирноетело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени иокончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику.Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкоюучения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданнымивопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактатСуареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостейможно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантскаядогматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, заисключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнениюученье об А., отчасти с общей философской точки зрения(натуралистической или пантеистической), а отчасти на основаниибиблейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в другихкнигах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности.Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А.называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, тосливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX,16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят вучении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если быбыло так, возражают последние, учение с течением времени должно былотеряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете обА. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется.Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в болееопределенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признаютего не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но,принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского,на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен изнакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имелинекоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значениетолько внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого ученияпараллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологиизависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших ужепонятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многиеместа, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных отИеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят инисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12,13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии,обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А.ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божиемогущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словомличная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгахБиблии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудийбожественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются оттаких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы,духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенностьбиблейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно сдругими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение.ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культеего не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и неполубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знаетнастолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признатьБожественное повеление. Они предполагаются известными, и потому напервых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. безупоминания об их происхождении и определения их природы. Посланныйговорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, како словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел. "Engel").Эд.Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums", (1884. т. 1, под сл."Engel"). Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на КивотеЗавета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом двабольших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемоеКовчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницыизображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги уних с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческимсоединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла; 2-мякрылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, новсе-таки символика обильная. Древнее христианское искусство визображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображениеА. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но безтела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в видезрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А.изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковныхписателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фрескеБлаговещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике сорарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнемизображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и наотроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображенииангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если ивстречаются между древними христианскими памятниками языческиеизображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV векаявляется в христианском искусстве весьма слабое желание отличитьизображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в Vв. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или ссиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. скрыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархическогоположения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем незнала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз,"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АНГЕЛ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.