НЬЯЯ
НЬЯЯ НЬЯЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > НЬЯЯ

НЬЯЯ

НЬЯЯ
Ньяя Ньяя (санскр. Nуауа = правило, основание, Метод, логическоезаключение, вывод, логика вообще) - одна из шести ортодоксальных школ(даршан) индийской философии, по преданию - основанная мудрецом Готамой.Н. принадлежит к тем четырем (из шести) школам, который хотя ипринимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н.считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теориейлогики и гносеологии; но лишь ее Метод имеет строго логический характер,а цели ее - чисто диалектические. Поэтому ее не без основания сравнивалис диалектическими школами древних греков. Другое ее имя - Таркавидья(Tarkavidya = пoзнание ложного). Учение Н. изложено в собрании сутр,состоящем из пяти книг, из которых каждая делится на два "дня" илиежедневных урока. Эти "дни" в свою очередь подразделяются на особыеотделы или статьи (первое издание - "Nyayasutra-vritti; the logical aphorisms of Grotama", Калькутта,1828; второе в "Biblioth. Indica", 1864 - 65 гг., перевод в журнале"Пандит"; первые четыре книги переведены также Баллантайном в его"Aphorisms of Sankhya, Yoga. etc"). К cyтрам существует тройной,обширный туземный комментарий. История основателя Н. Готамы,рассказывается уже в Махабхарате; в Рамаяне является диалектик,принадлежащий к этой школе и спорящий с Рамой. Н. органически связана сфилософией Санкхья и отчасти развилась из последней. Подобно ей, Н.обещает блаженство и освобождение духа, как награду за полное знание ееоснований, т. е. истины. Под этой последней Н. разумеет, главнымобразом, убеждение в вечности души. Ее первый и важнейший объектдоказательства - живая душа и верховный дух, единый творец всегосуществующего, источник вечной мудрости. Индивидуальная, отдельная душаесть нечто абстрактно существующее, нематериальное, известный субстрактразличных качеств. Метод, которым Готама демонстрирует объектыдоказательства, представляет четыре вида: воззрение, заключение,сравнение или аналогию и утверждение (под которым здесь разумеется,главным образом, предание и откровение). Доказательство определяется,как causa efficiens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнееведет к сомнению и к ошибочному суждению. Причина обладает способностьювызывать действие и предшествует ему; причинная связь соединяет причинуи действие и является или простым причинным отношением, или постояннымотношением, в котором причина всегда имманентна, как пряжа в ткани(напротив, челнок и ткань находятся в простом причинном отношении).Пример в споре является тем, на чем обе стороны сходятся. Доказанноезаключение может быть четырех родов: всеобще признанным, отчастипризнанным, гипотетичным и относительным. Спор или прение тоже имеет тривида: прение в тесном смысле слова, когда каждый хочет провести своюмысль; беседа, стремящаяся выяснить истину, например между учителем иего учениками; каверзный спор, когда спорящий старается во чтобы то нистало победить своего противника софистикой, не заботясь о поддержаниисобственного мнения. Точно так же перечисляются разные виды ошибки илжи. Полный силлогизм состоит из пяти членов: предложение, напр. "горагорит"; основание - "ибо она дымится"; пример - "где дым, там и огонь";применение - "гора же дымится"; вывод или заключение - "стало быть онагорит". Обыкновенно индийские диалектики, а именно ведантисты,довольствуются только тремя первыми или тремя последними членами. См.Colebrooke, "Essays on the religion and philosophy of the Hindus" (нов.изд. Лпц., 1858); современное представление вопроса в имеющем появиться5-м выпуске III-го тома Бюлеровского "Grundriss der indoarischenPhilologie und Altertumskunde"; A. Venis, "Nyaya and Vaiceshika". С. Булич4.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

НЬЯЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.