НАДСОН
НАДСОН НАДСОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > НАДСОН

НАДСОН

НАДСОН
Надсон Надсон (Семен Яковлевич) - известный поэт, род. в СПб. 14 декабря1862 г.; по отцу еврейского происхождения, мать - из русской дворянскойсемьи Мамонтовых. Отец - чиновник, человек даровитый и оченьмузыкальный, ум. от психического расстройства, когда Н. было 2 года.Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жилаэкономкой и гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот бракбыл крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатлениеот тяжелых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чегомать Н., вместе с детьми, поселилась в СПб. у брата, но вскоре умерла.Оставшийся на попечении дяди, с которым мало ладил, Н. в 1872 г. былотдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2 кадетский корп.),где окончил курс в 1879 г. Поступив в Павловское военное училище, онпростудился на учении. Врачи констатировали начало чахотки, и его наказенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 г. Н.выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте. Этобыл лучший период его жизни, когда он впервые почувствовал некотороедовольство и отразил свое светлое настроение в одном из немногих, неотравленных тяжелым раздумьем, стихотворений: Сбылося все, о чем за школьными стенами Мечтал я юношей, в грядущее смотря. Быстро растущая литературнаяизвестность, живой нрав, остроумный разговор, доброе сердце - все эторасполагало товарищей и знакомых к Н.; его баловали и окружали всякогорода заботами и попечениями. Военная служба, тем не менее, оченьтяготила Н., и он при первой возможности вышел в отставку (1884).Несколько месяцев он был секретарем редакции "Недели", но вскоре болезньгруди приняла такой печальный оборот, что друзья поэта, при помощилитературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, а потом в Ниццу.Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулыноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 г.друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, прожил Н. ещеоколо 11/2 лет сначала в Подольской губ., затем под Киевом и, наконец, вЯлте, где ум. 19 января 1887 г. Много видел он хорошего за это время:популярность его все росла, вышедшее в 1885 г. собрание стихотворенийбыстро разошлось, потребовалось второе и третье, акад. наук присудилаему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портреты,он получал множество сочувственных писем. Когда он в Киеве устроил вечерв пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а послечтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы ненуждаться в помощи друзей и литературного фонда, Н. стал писатьлитературные фельетоны в киевской газете "Заря". Это вовлекло его вполемику с критиком "Нового Времени" В.П. Бурениным, который впрозрачных намеках взвез на Н. обвинение в том, что болезнь егопритворная и служит для него только предлогом вымаливать пособия.Умирающий поэт, глубоко пораженный тяжким, незаслуженным обвинением,собирался ехать в СПб. и устроить суд чести, но не был допущен к томудрузьями. Через некоторое время нападки возобновились с новой силой;последний, направленный против Н. фельетон "Нового Времени", пришел вЯлту уже после его смерти. Его тело было перевезено в СПб. и похороненона Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подпискеденьги, над могилой Н. поставлен памятник. Н. начал писать очень рано;уже в 1878 г. одно его стихотворение было напечатано в "Свете" Н.П.Вагнера; затем он помещал стихи в "Слове", "Устоях", "Мысли". В 1882 г.с ним пожелал познакомиться А.Н. Плещеев. Н. считал его своимлитературным крестным отцом - и, действительно, Плещеев чрезвычайнотепло отнесся к дебютанту и открыл ему дорогу в "Отеч. Зап.". Помещенныездесь три стихотворения Н. сразу обратили на него всеобщее внимание ивозбудили большие надежды. С тех пор успех его стихотворений в публикевсе возрастал и интерес к ним не ослабевает до сих пор. В течение 10 летсобрание стихотворений Н. выдержало 14 изд. и разошлось в количествесвыше 50 тыс. экземпляров. Право собственности на них, по завещанию Н.,принадлежит литературному фонду, которому он, таким образом, сторицейзаплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Н."надсоновский капитал" фонда составляет в настоящее время около 50 000руб. Небывалый успех Н., равного которому нет в истории русской поэзии(в таком количестве до истечения срока литературной собственности нерасходились ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многиеприписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшегопоэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние днижизни. Прошел, однако, ряд лет, невзгоды забыты, а успех стихотворенийН. остается прежним. Нужно, значит, искать его объяснение в самих стихахН., тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь кН., большей частью, как к поэту второстепенному. В Н. отразилось топереходное настроение, которым характеризуется и деятельность лучшегопредставителя литературного поколения конца 70-х и начала 80-х годов -Гаршина. Н. - олицетворение Рябинина в известном рассказе Гаршина:"Художники". подобно Рябинину, он восклицает: "Но молчать, когда вокругзвучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы ипред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время,когда "поэзия несла с собою неведомые чувства, гармонию небес ипреданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был заветее - служенье красоте". Но "с первых же шагов с чела ее сорвали ирастоптали в прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печалипокрылись девственно-прекрасные черты". Однако, отказавшись от поэзиинаслаждения и безмятежного созерцания, Н., подобно тому же гаршинскомуРябинину, не нашел своего назначения и в борьбе со злом. Он сам оченьхорошо это сознает: "И посреди бойцов я не боец суровый, а толькостонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый".Далеко не соответствует, поэтому, ансамблю поэтической деятельности Н.представление о нем как о поэте "гражданском" по преимуществу."Гражданское" настроение Н., как и все вообще его настроения, былоглубоко искренно, но оно только часть его творческих порывов и являетсякак бы долгом совести, исполнением того, что он считал нравственнойобязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чистолитературным качествам своего таланта он тяготел к лирическим порывам,чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок ииз преобладающего характера стихотворений, которые он оставлял в своемпортфеле и которые напечатаны только после его смерти, и из того, чтоособенно хороши в художественном отношении те стихотворения, в которыхон больше поэт, чем гражданин: "На кладбище", "В глуши", прелестный"Отрывок из письма к М.В. Ватсон", грациозная пьеска "Закралась в уголмой тайком", "Сбылося все", "Снова лунная ночь", "Я пригляделся к ней","Нет, муза, не зови", "Весной", "Умерла моя муза" (последнеестихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, достойнаястать рядом с стихотворением Никитина "Вырыта заступом яма глубокая").Уже в одном из ранних своих стихотворений, "Поэт", Н. одновременнопоклоняется двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному.В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, в его душе идет"мучительный спор" с сомнением в необходимости борьбы ("Чуть останусьодин"); рядом с верой в конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой","Весенняя сказка") слагается горький вывод, "что в борьбе и смутемирозданья цель одна - покой небытия" ("Грядущее"), царит "мглабезнадежности в измученной груди" ("Завеса сброшена") и крепнет сознаниеничтожества усилий "пред льющейся века страдальческою кровью, предвечным злом людским и вечною враждой" ("Я не щадил себя"). Наконец,иногда в душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью.В одном из популярнейших своих стихотворений Н. с удивительнойискренностью рассказал, как он "вчера еще рад был отречься от счастья" -но "сегодня весна, вся в цветах, и в его заглянула окно" и "безумно,мучительно хочется счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца".Однако в этом отсутствии у Н. прямолинейности нет ничего общего снеустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общимгуманным настроением, не холодным и надуманным, а глубоко органическим.Идеал Н. - Христос: "Мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью,Богчеловек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовьюсклоняюсь я с моей горячею мольбою". Определение своей поэзии сам Н. далв стихотворении "Грезы": "Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю иутомленному я руку подаю". В этих словах заключается и определениеместа, занимаемого Н. в истории русской поэзии. Родная дочь музыНекрасова, муза Н., имеет свои индивидуальные черты, которые и дорогинервному, надломленному поколению последних лет. Она более склонна кжалобам, чем к протесту, но зато и менее сурова. Не принадлежа к сильными ярким художникам, Н. обладает, тем не менее, серьезными поэтическимидостоинствами. У него очень музыкальный, иногда образный стих,замечательно задушевный тон, а главное - он владеет большой сжатостью.Любимым изречением его было правило: "Чтобы словам было тесно, мыслямпросторно". Ему удалось создать несколько очень метких поэтическихформул, врезавшихся в память. Стихи - "Как мало прожито, как многопережито", "Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает", "Облетели цветы,догорели огни" - стали крылатыми и вошли в обиход речи. К сильнымсторонам Н. следует также причислить полное отсутствие искусственнойприподнятости и риторичности. Поэзия Н. ясна и доступна каждому среднемучитателю - и может быть в этом даже главная тайна ее успеха. Критическиеопыты Н., собранные в книжке "Литерат. очерки" (СПб., 1888), непредставляют ничего выдающегося. Ср. биографию Н. при стихотворениях(составлена М.В. Ватсон); Арсеньев, "Критические этюды"; ст. Н.К.Михайловского в "Северном Вестнике" (1887), Ор. Миллера в "РусскойСтарине" (1888); "Сборник статей, посвященных памяти Н." (СПб., 1887);брошюру Н.А. Котляревского (М., 1890); книжку проф. Царевского (Казань,1890). С. Венгеров.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

НАДСОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.