НИРВАНА
НИРВАНА НИРВАНА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > НИРВАНА

НИРВАНА

НИРВАНА
Нирвана Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затемуже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшеесостояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием,отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретическирассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только взагробной жизни, но и в земном существовании. В действительности,однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная илинеполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнутакаждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути коспасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состояниемдживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учатпоследователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке палиэпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя).Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал.anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти.В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. Впоследнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечноесостояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должносопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствиедопускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этотсчет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновеннопонимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождениявновь. Подобному определению Н. Как бы противоречит известие о том, чтоБудда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находитвыход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, нонизший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство.Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разнымиоттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. -нирврти (палийск. ниббути). Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основнымзначением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования ирассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Buddhism andBuddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduction to Buddhaghosha'sParables" (1869); Bartlelemy SaintHilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-еизд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статьяСhilders'а"Nibbanam", в его "Dictionary of the Pali Language" (Л., 1876,стр. 265); J. D. AIwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в "RevueBibliograph." 15 июня 1874. 0. Frankfurter, "Buddbist. N." и "NobleEightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII). С. Б - ч.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

НИРВАНА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.