НИМБ
НИМБ НИМБ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > НИМБ

НИМБ

НИМБ
Нимб Нимб (от латинск. Nimbus=туча, облако) - блестящий кружок, средикоторого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев,нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это - высшие,неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н.мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографическийсимвол божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглогометаллического, помещенного горизонтального кружка, которыми грекиприкрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их отнепогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н. в щитах,которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут визображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже потомсделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и техсмертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее,что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков,воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческомобразе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющимоблаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земноюатмосферою и составляет обычное местопребывание богов. Такоепредставление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческоюпоэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства,главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композицииизображать богов совершенно окруженными подобным сиянием былозатруднительно, то художники стали довольствоваться условным егообозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно такжеможет быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности,употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла.Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, чтоН. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков онперешел к римлянам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и вхристианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших временпринадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматерии святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных,служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых иконустановились Н. особого рода. Таким образом лик Бога-Отца помещалсясреди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом формушестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками.С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) иВсевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоилапреимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутринего равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою.Такой же Н. получили символические изображения Христа, Добрый Пастырь иАгнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствииукрашением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или трипучка лучей, исходящих из средины диска в виде радиусов. Богородицуизображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным.двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святыенаделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляяапостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображаяже пророков и патриархов - серебрили. А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологииолицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся вжурчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жилив рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы.Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, проявление демоническихсил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдалиот культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни,пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют вшумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаютсягероям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Частоони наводят на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылаютпророческий дар и исступленное вдохновение; к такимвдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор называлисьореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногдастроились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенныхместностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят,молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, ониизображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чуднымиволосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, собнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяднередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона илисосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Н. О.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

НИМБ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.