МЕТОД
МЕТОД МЕТОД
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МЕТОД

МЕТОД

МЕТОД
Метод Метод - специальный путь исследования какого-либо предмета.Обыкновенно принимают два основных М. - аналитический (разлагающийисследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющийотдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако,неточно: анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемамимысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет илипутем аналитическим, или синтетическим, т. е. путем сложения илиразложения. М. следует называть такое видоизменение аналитического илисинтетического мышления, которое специально приноровлено к известномуобъекту. Характер М. может зависеть от условий субъективных иобъективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т.е. законы мысли, приемы мысли (анализ и синтез) и формы мысли(определение и разделение понятий, выведение заключений из суждений).Разница между субъектами по отношению к приемам и формам мышлениязамечается лишь в умении применять их и пользоваться ими; в этомотношении люди бывают талантливыми, гениальными, глупыми и т. д. Вгораздо большей мере М. зависит от объективных условий. Подобно тому,как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он сделан,так и М. должен сообразоваться с тем объектом, к которому онприменяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют явлениявнешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются нами путемвосприятия, которое, если оно производится с определенной познавательнойцелью, называется наблюдением и опытом (экспериментом), причем опытпредставляет собой лишь вид наблюдения, в котором мы произвольновидоизменяем некоторые из условий возникновения явлений, в видах болееточного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишьсамонаблюдением, данные самонаблюдения могут быть, благодарясимволическому толкованию, применяемы и к некоторым областям внешнегомиpa (напр. мимика служит показателем внутренних состояний). Наблюдениюи его видам - эксперименту и самонаблюдению - противоположны общиеприемы и формы мысли, которые применяются в областях знания, имеющихдело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не ссамым реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсеприменения; в ней господствуют чистые приемы и формы мышления. Иныхосновных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и М. дедуктивного(т. е. определение и разделение понятий в выводе заключений) ииндуктивного (т. е. наблюдение и его виды), не существует; но какдедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные формы, взависимости от материала. Этим объясняется часто встречающеесянеправильное употребление слова М.; напр., говорят об историческом,догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукциии дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории,к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если говорято гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую неточность;гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменениеиндукции, в зависимости от недостаточного количества знаний, недопускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что наблюдениеневозможно без участия общих приемов и дедуктивных способов мышления.Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар, "Введение визучение экспериментальной медицины"; Дж. Гершель, "Об исследованииприроды". Э. Р.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МЕТОД



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.