МЕТАЛЛЫ
МЕТАЛЛЫ МЕТАЛЛЫ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МЕТАЛЛЫ

МЕТАЛЛЫ

МЕТАЛЛЫ
Металлы Металлы и металлоиды (хим.). - М. называется группа простых тел,обладающих известными характерными свойствами, которые в типичныхпредставителях резко отличают М. от других химических элементов. Вфизическом отношении это по большей части тела твердые при обыкновеннойтемпературе, непрозрачные (в толстом слое), обладающие известнымблеском, ковкие, тягучие, хорошие проводники тепла и электричества ипр.; в химич. отношении для них является характерной способностьюобразовывать с кислородом основные окислы, которые, соединяясь скислотами, дают соли. Знакомство человека с М. началось с золота,серебра и меди, т. е. с М., встречающимися в свободном состоянии наземной поверхности; впоследствии к ним присоединились М., значительнораспространенные в природе и легко выделяемые из их соединений: олово,свинец, железо и ртуть. Эти семь М. были знакомы человечеству в глубокойдревности. Между египетскими редкостями встречаются золотые и медныеизделия, которые, по некоторым данным, относятся к эпохе удаленной на3000 - 4000 лет от Р. Хр. К этим семи М. уже только в средние векаприбавились цинк, висмут, сурьма и в начале XVIII ст. мышьяк. С половиныXVIII ст. число М. быстро возрастает и в настоящее время доходит до 65.Ни одно из химических производств не способствовало столько развитиюхимических знаний, как процессы, связанные с получением и обработкой М.;с историей их связаны важнейшие моменты истории химии. Свойства М. такхарактерны, что уже в самую раннюю эпоху золото, серебро, медь, свинец,олово, железо и ртуть составляли одну естественную группу однородныхвеществ, и понятие о М. относится к древнейшим химическим понятиям.Однако, воззрения на их натуру в более или менее определенной формеявляются только в средние века у алхимиков. Правда, идеи Аристотеля оприроде, об образовании всего существующего из 4 элементов (огня, земли,воды и воздуха) уже тем самым указывали на сложность М.; но эти идеибыли так туманны, так абстрактны и имели так мало реального в основе! Уалхимиков понятие о сложности М. и, как результат этого, вера ввозможность превращать одни М. в другие, создавать их искусственно,является основным понятием их миросозерцания. Это понятие естьестественный вывод из той массы фактов, относящихся до химическихпревращений М., которые накопились к тому времени. В самом деле,превращение М. в совершенно непохожую на них окись простым прокаливаниемна воздухе и обратное получение М. из окиси, выделение одних М. издругих, образование сплавов, обладающих другими свойствами, чемпервоначально взятые М. и пр., все это, как будто, должно было указыватьна сложность их натуры. Что касается собственно до превращения М. взолото, то вера в возможность этого была основана на многих видимыхфактах. В первое время образование сплавов, цветом похожих на золото,напр., из меди и цинка, в глазах алхимиков уже было превращение их взолото. Им казалось, что нужно изменить только цвет и свойства М. будутдругие. В особенности много способствовали этой вере плохо поставленныеопыты, когда для превращения неблагородного М. в золото бралисьвещества, содержавшие примесь этого золота. Напр., уже в конце XVIII ст.один копенгагенский аптекарь уверял, что химически чистое серебро присплавлении с мышьяком отчасти превращается в золото. Этот факт былподтвержден изв. химиком Гитоном де Морво (Guyton de Morveau) и наделалмного шума. В скорости потом было показано, что мышьяк, служивший дляопыта, содержал следы серебра с золотом! Так как из семи известных тогдаМ. одни легче подвергались превращениям, другие труднее, то алхимикиделили их на благородные, совершенные, и неблагородные, несовершенные. Кпервым принадлежали золото и серебро, ко вторым медь, олово, свинец,железо и ртуть. Последняя, обладая свойствами благородных М., но в то жевремя резко отличаясь от всех металлов своим жидким состоянием илетучестью, чрезвычайно занимала тогдашних ученых, и некоторые выделялиее в особую группу; внимание, привлекавшееся ею, было так велико, что,как увидим далее, ртуть стали считать в числе элементов, из которыхобразованы М., и в ней именно видели носителя металлических свойств.Принимая существование в природе перехода одних М. в другие,несовершенных в совершенные, алхимики предполагали, что в обычныхусловиях это превращение идет чрезвычайно медленно, целыми веками, и,может быть, не без таинственного участия небесных светил, которым в товремя приписывали такую большую роль и в судьбе человека. По странномусовпадению, М. было числом семь, как и известных тогда планет, а это ещеболее указывало на таинственную связь между ними. У алхимиков М. частоносят название планет; золото наз. Солнцем, серебро - Луной, медь -Венерой, олово - Юпитером, свинец - Сатурном, железо - Марсом и ртуть -Меркурием. Когда были открыты цинк, висмут, сурьма и мышьяк, тела вовсех отношениях схожи с М., но у которых одно из характернейших свойствметалла, ковкость, развито в слабой степени, то они были выделены вособую группу - полуметаллов. Деление М. на собственно металлы иполуметаллы существовало еще в половине ХVIII ст. Если М. тела сложные, то что же входит в их состав? В первое времяалхимики считали, что они образованы из двух элементов - ртути и серы.Как сложилось это воззрение - сказать трудно, но его мы находим уже вVIII ст. По Geber'y доказательством присутствия ртути в М. служит то,что она их растворяет, и в этих растворах индивидуальность их исчезает,поглощается ртутью, чего не случилось бы, если бы в них не было одногообщего с ртутью начала. Кроме того ртуть со свинцом давала нечто похожеена олово. Что касается серы, то, может быть, она взята потому, что былиизвестны сернистые соединения, по внешнему виду схожие с М. В дальнейшемэти простые представления, вероятно, вследствие безуспешных попытокприготовления М. искусственно, крайне усложняются, запутываются. Впонятиях алхимиков, напр. Х - XIII ст., ртуть и сера, из которыхобразованы М. не были та ртуть и та сера, которые имели в рукахалхимики. Это было только нечто схожее с ними, обладающее особымисвойствами; нечто такое, которое в обыкновенной сере и ртутисуществовало реально, было выражено в них в большей степени, чем вдругих телах. Под ртутью, входящей в состав М., представляли нечто,обусловливающее неизменяемость их, металлический блеск, тягучесть, однимсловом, носителя металлического вида; под серой подразумевали носителяизменяемости, разлагаемости, горючести М. Эти два элемента находились вМ. в различном количестве и, как тогда говорили, различным образомфиксированные; кроме того, они могли быть различной степени чистоты. ПоГеберу, напр., золото состояло из большого количества ртути и небольшогоколичества серы высшей степени чистоты и наиболее фиксированных; волове, напротив, предполагали много серы и мало ртути, которые были нечисты, плохо фиксированы и пр. Всем этим, конечно, хотели выразитьразличное отношение М. к единственному в тогдашнее время могущественномухимическому агенту - огню. При дальнейшем развитии этих воззрений, двухэлементов - ртути и серы, - для объяснения состава М. алхимикампоказалось недостаточно; к ним присоединили соль, а некоторые мышьяк.Этим хотели указать, что при всех превращениях М. остается нечтонелетучее, постоянное. Если в природе превращение неблагородных М. вблагородные совершается веками, то алхимики стремились создать такиеусловия, в которых этот процесс совершенствования, созревания шел быскоро и легко. Вследствие тесной связи химии с тогдашней медициной итогдашней биологией идея о превращении М. естественным образомотождествлялась с идеей о росте и развитии организованных тел: переход,напр., свинца в золото, образование растений из зерна, брошенного вземлю и как бы разложившегося, брожение, исцеление больного органа учеловека, все это были частные явления одного общего таинственногожизненного процесса, совершенствования, и вызывались одними стимулами.Отсюда само собой понятно, что таинственное начало, дающее возможностьполучить золото, должно было исцелять болезни, превращать староечеловеческое тело в молодое и пр. Так сложилось понятие о чудесномфилософском камне. Что касается роли философского камня в превращениинеблагородных М. в благородные, то больше всего существует указанийотносительно перехода их в золото, о получении серебра говорится мало.По одним авторам, один и тот же философский камень превращает М. всеребро и золото; по другим - существуют два рода этого вещества: односовершенное, другое менее совершенное, и это последнее и служит дляполучения серебра. Относительно количества философского камня,требующегося для превращения, указания тоже разные. По одним, 1 ч. егоспособна превратить в золото 10000000 ч. М., по другим 100 ч. и дажетолько 2 ч. Для получения золота плавили какой-нибудь неблагородный М.или брали ртуть и бросали туда философский камень; одни уверяли, чтопревращение происходит мгновенно, Другие же - мало помалу и пр. Этивзгляды на природу М. и на способность их к превращениям держатся вобщем в течении многих веков до XVII ст., когда начинают резко отрицатьвсе это, тем более, что эти взгляды вызвали появление многих шарлатанов,эксплуатировавших надежду легковерных получить золото. С идеямиалхимиков в особенности боролся Бойль. "Я бы хотел знать - говорит он водном месте, - как можно разложить золото на ртуть, серу и соль; я готовуплатить издержки по этому опыту; что касается меня, то я никогда не могэтого достигнуть". После вековых бесплодных попыток искусственногополучения М. и при том количестве фактов, которые накопились к XVII ст.,напр. о роли воздуха при горении, увеличении веса М. при окислении, что,впрочем, знал еще Гебер, в VIII ст., вопрос об элементарности состава М.казалось был совсем близок к окончанию; но в химии появилось новоетечение, результатом которого явилась флогистонная теория, и решениеэтого вопроса было еще отсрочено на продолжительное время. Ученых тоговремени сильно занимали явления горения. Исходя из основной идеифилософии того времени, что сходство в свойствах тел должно происходитьот одинаковости начал, элементов, входящих в их состав, принимали, чтотела горючие заключают общий элемент. Акт горения считался актомразложения, распадения на элементы; при этом элемент горючести выделялсяв виде пламени, а другие оставались. Признавая взгляд алхимиков наобразование М. из 3-х элементов, ртути, серы и соли, и принимая ихреальное существование в М. горючим началом в них нужно было признатьсеру. Тогда другой составной частью М. нужно было, очевидно, признатьостаток от прокаливания М. - их землю, как тогда говорили;следовательно, ртуть тут не причем. С другой стороны, сера сгорает всерную кислоту, которую многие, в силу сказанного, считали более простымтелом, чем сера, и включили в число элементарных тел. Выходила путаницаи противоречие. Бехер, чтобы согласовать старые понятия с новыми,принимал существование в М. земли трех сортов: собственно землю, землюгорючую и землю ртутную. В этих то условиях Сталь предложил свою теорию.По его мнению, началом горючести служит не сера и не какое-либо другоеизвестное вещество, а нечто неизвестное, названное им флогистон. М.образованы из флогистона и земли; прокаливание М. на воздухесопровождается выделением флогистона; обратное получение М. из его землис помощью угля - вещества богатого флогистоном - есть акт соединенияфлогистона с землей. Хотя М. было несколько и каждый из них припрокаливании давал свою землю, последняя, как элемент, была одна, такчто и эта составная часть М. была такого же гипотетического характера,как и флогистон; впрочем, последователи Сталя иногда принимали столькоэлементарных земель, сколько было М. Когда Кавендиш при растворении М. вкислотах получил водород и исследовал его свойства (неспособностьподдерживать горение, его взрывчатость в смеси с воздухом и пр.), онпризнал в нем флогистон Сталя; М. по его понятиям, состоят из водорода иземли. Этот взгляд принимался многими последователями флогистоннойтеории. Несмотря на видимую стройность теории флогистона, существоваликрупные факты, которые никак нельзя было связать с нею. Еще Геберу былоизвестно, что М. при обжигании увеличиваются в весе; между тем, поСталю, они должны терять флогистон: при обратном присоединениифлогистона к земле вес полученного М. меньше веса земли. Таким образомвыходило, что флогистон должен обладать какимто особенным свойством -отрицательным тяготением. Несмотря на все остроумные гипотезы,высказанные для объяснения этого явления, оно было непонятно и вызывалонедоумение. Когда Лавуазье выяснил роль воздуха при горении и показал,что прибыль в весе М. при обжигании происходит от присоединения к М.кислорода воздуха, и таким образом установил, что акт горения М. есть нераспадение на элементы, а, напротив, акт соединения, вопрос о сложностиМ. был решен отрицательно. М. были отнесены к простым телам, в силуосновной идеи Лавуазье, что простые тела суть те, из которых не удалосьвыделить других тел. Этого взгляда химия держится поныне.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МЕТАЛЛЫ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.