МЕССА
МЕССА МЕССА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МЕССА

МЕССА

МЕССА
Месса Месса (messe, лат. missa) - нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в первенствующей церквиобычая высылать из храма оглашенных во время литургии. В этом смыслеслово missa встречается уже у блаж. Августина. Состав католической М. вего историческом развитии см. в издании "Собрание древних литургийвосточных и западных" (СПб., 1875 - 78, под редакцией профессора Е. И.Ловягина), где изложен и сам текст ее в первоначальном составе вредакции папы Геласия, с последующими изменениями, и более полно - всочинении Моне: "Messes latines et grecques depuis le II siecle jusqu'auVI siecle" (Франкфурт, 1860). Весьма любопытен критическирационалистический памфлет на католическую М., написанный реформатами:"Anatomie de la messe" etc. (1636). Содержание М. в ее современном видесм. в соч. Бобровницкого "О римскокатолической литургии". Относительновремени совершения М. практика древней западной церкви представляетнекоторые особенности в сравнении с церковью восточной. Уже во II в. наЗападе литургию совершали дважды в неделю, кроме воскресенья, именно всреду и субботу, тогда как на Востоке, по свидетельству Иустина, онасовершалась лишь в день воскресный. С V в. на Западе в праздники, когдав храм стекалось множество молящихся, возник обычай совершать литургиюдважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло бытьодно и то же лицо - пресвитер или епископ), отчего эти дни называлисьмноголитургийными (dies poliliturgici). В VIII в. случалось на Зпаде,что в одном и том же храме совершались в праздник Рождества Христовачетыре литургии. Во времена гонений временем совершения М. на Западебыла ночь, почему Тертуллиан называет литургийные собрания antelucanas,nocturnas соnvocationes. Впоследствии литургия стала совершаться днем, вдни праздничные - в 12 ч. дня, в дни четыредесятницы и вообще днипостные - в 3 часа дня. В средние века было установлено совершать М.ночью в Рождество Христово и в великую субботу. Виды западной М.: 1)"торжественная", иначе - "великая", "главная", "каноническая", с пешимиторжественными церемониями, с участием большего или меньшего числасвященнослужителей - нынешняя главная М.; 2) домашняя или тайная М.,совершаемая на домашнем алтаре; 3) месса в честь мучеников, в дни памятиих; 4) М. по обету (missa votiva), например, по случаю освобождениякакой-либо местности или лица от какого-либо бедствия. Корнелий Шультинг(Schulting) в своей "Bibliotheca ecclesiastica" собрал 120 видовлитургии по обетам (см. Visconti, "De missae ritibus"; Marten, "Deantiquis monachorum ritibus"; Guyer. "Heortologia"); 5) М. за умерших, окоторой упоминает уже Тертуллиан в сочин. "De corona. militum". Н. Б - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МЕССА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.