МУСОРГСКИЙ
МУСОРГСКИЙ МУСОРГСКИЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МУСОРГСКИЙ

МУСОРГСКИЙ

МУСОРГСКИЙ
Мусоргский Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русскийкомпозитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс вбывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенскомполку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказалогромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшеепризвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальныйзанятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры,знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошимпианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивымбаритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г.фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написалдва скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г.исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся замузыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена итолько один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядовав 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для опернойобработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставилэту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет"Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов",поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная внекоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но внесколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал ипереинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сценебольшого зала музыкального общества (новое здание консерватории), приучастии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° вСПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", впредисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившиеего взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве"Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму")"Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и надкомической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст"Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована;последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил"Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издалапартитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сценеспб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю.Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частнымоперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца"Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы вбумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большойсамобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит кгруппе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму.Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться снародной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических,гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов,главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него вмузыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики онобращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишьсборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своейпылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообщеудавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив;стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь"Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея),"Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему иплохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на словаПушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляетсятворчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянскойжизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат","Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын"(из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко), "СветикСавишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; М.весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое музыкальноевыражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта подвнешним юмором текста песен. Сильное впечатление производятвыразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжетизвестной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, областимузыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем новые, оригинальныезадачи и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для ихвыполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детскойжизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсахпод общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875 - 1877; слова гр.Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу, в метель,подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели умирающегоребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны идраматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементомфортепиано, текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора соркестром, слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном наоригин. еврейских темах. М. - плохой симфонист; его специальность -музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор,схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегдаотводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складусвоего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальнуюдраму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотряна неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"- талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса нацарство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса,сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтическойкрасотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя она иногда не лишенаколоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке взаконченных формах, с развитием тематического материала, М. мало былспособен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кромеупомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г.,инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера,напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведенийМ., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь наЛысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и сбольшим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина"шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на рядмузыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных дляфортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А.Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и Ко в СПб.;многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее на 1895г.). Биографические сведения и хронологические данные о композиторскойдеятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в "ВестникеЕвропы" (май и июнь 1881 г.). См. его же "Перов и М." ("РусскаяСтарина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же, "М.П. Мусоргский.Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же,"Памяти М." (СПб.,1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль",1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и его "БорисГодунов" ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский" ("Вестн.Европы", 1893, дек.). Брошюра о М. M. Pierre d'Alheim (П., 1896),панегирического характера, серьезного значения не имеет.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МУСОРГСКИЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.