МУРИЛЬО
МУРИЛЬО МУРИЛЬО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МУРИЛЬО

МУРИЛЬО

МУРИЛЬО
Мурильо Мурильо (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец,глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился уХуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до тойпоры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стильван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание отделатьсяот нее и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его землякВеласкес доставил ему возможность изучать и копировать в королевскихдворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своейсвободной мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие. В1645 г. М. возвратился в Севилью совсем другим художником и вскорезаслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты издеяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыряих ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разныммузеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академиихудожеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелов" (в Луврскоммузее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (угерц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы"(у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря натяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическаянаклонность и национальный, специально севильский характер М., берущегонатурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Значительно плавнее игармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр"и "Св. Исидор" (оба в ризнице этого собора), и два главных в рядупроизведений средней поры его деятельности полотна: "РождествоБогородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского"(1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами длясевильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могутсчитаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церковь"(принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочноезачатие" (в Луврском музее), "Основание базилики С.-Mapия-Маджоре, вРиме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (тамже). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева наоблаках с восемью, взирающими на нее, святыми" (в зале капитуласевильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий вколоритном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и ИоанномКрестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанныхгодов вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г.он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя"де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия -произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту,сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, такназ. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножениехлебов и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались насвоем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее,"Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, вС.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, вЛондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, вАнглии). В 1675 - 76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинскогомонастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные:"Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св.Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города.Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие",принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерскоеизображение сюжета, многократно тpaктованного художником. В 1678 г. онисполнил несколько картин для севильской больницы "de los VenerablesSacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну изглавных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездкисвоей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнитьдля местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручениесв. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился сподмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад вСевилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года;кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведенийМ. насчитывается свыше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержаниеих по большей части религиозное. Значительную группу среди нихсоставляют изображения особого, созданного им типа, посвященныепрославлению Богоматери и известные под названием "L'ImmaculataConcepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (онекоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в видеотроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков,и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпомили земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лицевыражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления инеземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своихрелигиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой, скакими его пламенное одушевление идеальными темами выливается вреалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногдамешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни ипревосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода еготворчества колорит его достигает до редкого богатства теплых,пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полногоразвития его мастерства, приводятся к одному легкому,воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к егоспиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильнореалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные подназванием "Уличных ребятишек" - мальчиков и девочек, занятых едой, игройв кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п. Такие картиныможно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, вбудапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутыхв предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и"Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи,палаццо Питти, во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. имадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ.галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства напути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видениесв. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этогознаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною иландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академиихудожеств, в которой впервые официально введено изучение нагогочеловеческого тела, он был сделан ее директором, вследстие чего, а ещеболее благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияниена многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учениковнаиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а изподражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср.Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" (Севилья, 1864; внем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. andthe spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome EstebanМ." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit",I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. etses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МУРИЛЬО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.