МОГИЛЫ
МОГИЛЫ МОГИЛЫ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОГИЛЫ

МОГИЛЫ

МОГИЛЫ
Могилы Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых,сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал ещетаких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитическоговека. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе покрайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этойотдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остаткипалеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнеепогребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычайпогребения в пещерах был очень распространен и при этом моглипользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшуюэпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть,уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали ещенедавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствиепогребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторыенароды, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголовмертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям(особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, еслитруп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожиратьживотные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также нехоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (безкрыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются двачувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, сдругой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронныеобычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногдадаже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторыхплемен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его илибегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесениеумершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, котороепотом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и умногих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умершийне вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот повыносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение сумершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен илипредметов, способных обеспечить его существование или необходимых емудля воображаемого переезда на тот свет; умилостивительныежертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т.п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше,в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иныхнародов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, чтов особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитиемрелигиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершегов лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или,напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания,мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийсяпепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) илипросто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народовсуществует двойное погребение: первое - временное, покуда не разложатсяи не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У другихнародов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимоепогребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшиеумершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнегоили некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр.,погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы имегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. вземле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых изямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостахили в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т.д. - вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; убольшинства народов труп обкладывается только несколькими досками, илинад ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он простозасыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной), илизаливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообщезначительный интерес - в этнографическом, археологическом,антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остаткисамих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторыхслучаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некотороепонятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних иисчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в нихвещи - орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. -знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д.Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить болееполное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуредревних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древнихгерманцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М.затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, отраспахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценныевещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда,по-видимому, еще в древние времена), с другой - трудностью определитьэпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпохболее поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях скультурными, определению времени значительно способствуют монеты,находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем такихпоказателей и должны руководствоваться только характером и стилемполагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точноопределить эпоху. В некоторых М. - напр. Египта, Малой Азии, Греции,Крыма, Новороссии - были найдены весьма ценные предметы древнегоискусства, во многих других - интересные образцы древнего вооружения,украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагментытканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах идольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся кбронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе подназванием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер.mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценныхданных для познания быта и культуры начала средних веков, древнихгерманцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (наКавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму),древние М. можно отнести к двум главным типам - могильники и курганы.Могильники - это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены,насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и необозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого родаоткрываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря,могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительновсех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильникихарактеризуют эпоху примерно VI - Х вв. и заключают в себе остаткиразличных финских, литовских и славянских народностей, большей частью соследами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский,ашераденский в зап. России, лядинский, курманский - в средней,ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менеевысокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чащевсего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколькокостяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностяхкурганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д.,но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себеостатки славян, финских и тюркских народностей IX - XIII вв., а наВостоке - и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы сталисчезать с распространением христианства). В южной России были находимыкурганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменнымипри них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия,черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательныкурганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами назначительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-тоцаря или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений,оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопкиэтих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV- III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен,славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, ссеребряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды кургановхарактеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а такжеприкавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и вомногих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служившихпутями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам ипринимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можноразличать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские,скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т.д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. вМинусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями(так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие,кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типахарактеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья,исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет.Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древнихМ. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,в "Трудах" русск. археол. съездов, в изданиях московского,петербургского, одесского, казанского, киевского и другихархеологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских,польских и сибирских изданиях. Д. Анучин.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОГИЛЫ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.