МОРГАН
МОРГАН МОРГАН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОРГАН

МОРГАН

МОРГАН
Морган Морган (Lewis Henri Morgan) - известный амер. этнолог и социолог(1818 - 81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество,носившее название "Великого ордена ирокезов" и состоявшее из белых иобразованных краснокожих. Члены его задавались ближайшей целью сохранитьобычаи и нравы индейцев, а дальнейшей - отстоять за туземцами правосамостоятельного развития в рамках американской цивилизации и подохраной федеральной конституции. М. был настолько увлечен деятельностьюэтого общества, что поселился на некоторое время среди ирокезовНью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками.Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила М. выйти изобщества, которое вскоре после того распалось, а М. получил известностькак адвокат. Уже с 1846 г. начали появляться в различных изданияхинтересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха: то былпсевдоним М. В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пятиирокезских племен, под заглавием: "League of the Ho-de-no sau-nee orIroquois" (Ротчестер). Это было первое строго научное сочинение овоенной организации и социальном быте, формах брака, семьи инаследования у краснокожих; особенное внимание М. обратила на себясвоеобразная система обозначения родства у ирокезов. Когда былапредпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, М.сделался одним из директоров образованной для этого компании и каждоелето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х гг., жил на берегу Верхнегоозера, проводя свободное от занятий время в наблюдении и изучениибобров. Основанный на этом изучении опыт "психологии животных" (каквыражается сам М.) появился в 1868 г., под заглавием: "The americanBeaver and his Works" (Филадельфия). В 1858 г., живя в Мичигане, М.часто имел дело с племенем оджибвеев (Ojibways) и, наблюдая еговнутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря наразницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту жесистему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим, онсоставил программу вопросов, касающихся названий родства, и разослалвопросные бланки к разным миссионерам и агентам правительства, живущимсреди индейцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые у различныхплемен. Сначала сведения стекались очень туго, и М. решил сам занятьсяэтим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски дотерритории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон в Скалистыхгорах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения степениродства у краснокожих, несмотря на крайнюю разницу в диалектах. Этонавело его на мысль расширить объем исследуемого явления и проследитьсистему родства по возможности на всем земном шаре. Он успелзаинтересовать в своих исследованиях вашингтонское ученое общество,известное под названием "Смитсоновского института", и некоторых лиц,занимавших важное официальное положение. С 1860 г. почти всякорреспонденция, вызванная опросными бланками М., ведется черезСмитсоновский институт и при посредстве послов, консулов, агентовправительства. К середине 60-х годов в руках М. скопился огромныйматериал по интересовавшему его вопросу. В 1868 г. он представил ученойкомиссии Института обширный мемуар, в котором были систематическиобработаны полученные данные и который появился в свет в 1871 г., как17-й том "Smithsonian Contributions to Knowledge", под заглавием:"Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family". Помещенныездесь таблицы названий родства и свойства охватывают 139 различныхплемен и народностей, принадлежащих к трем крупным подразделениямчеловечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе.Рядом с изданием этого большого труда М. напечатал много журнальныхстатей о различных сторонах жизни индейцев. Главное сочинение М.появилось в 1877 г., под заглавием: "Ancient Society, or Researches inthe Lines of human Progress from Savagery through Barbarism toCivilisation (Нью-Йорк и Лондон). В последние годы своей жизни М. былзанят большой монографией: "Houses and Houselife of the AmericanAborigines" (Вашингтон, 1881), которая, между прочим, вносиласущественные поправки в традиционные воззрения писателей Старого, аотчасти и Нового Света на древнюю цивилизацию ацтеков. Труд этот былиздан североамериканским правительством с гравюрами и фотографиямиглавнейших индейских развалин, и составляет IV т. "Contributions toNorth American Ethnology" (1881). Вклад М. в науку заключается вследующем. Он впервые ясно и отчетливо показал, что у краснокожих(ирокезов) племенная организация не основывалась на разрастаниипотомков, происходящих от одного общего отца, "так как отец и дитяникогда не были одного и того же рода". Он показал, что "родословнаявелась здесь во всех случаях по женской линии". Сначала (в 50-х годах)ему даже казалось, что тут лежало основное различие родовой организацииНового Света от "всех таких же учреждений Старого". М. тогда же обратилвнимание на одну интересную особенность терминологиии родства уирокезов: они не делали никакого словесного различия между прямой ипобочными линиями ни в восходящем, ни в нисходящем порядке, заисключением некоторых определенных случаев. Так, какой-нибудь вождьназывал, напр., безразлично своими матерями свою мать и ее сестер,своими отцами - своего отца и его братьев, своими детьми - своих детей идетей своего брата; но этот же вождь называл детей своей сестры уже несвоими детьми, а племянниками, как это делаем и мы, и т. д. М. подметилтакже, что наследование у краснокожих происходит обыкновенно по женскойлинии. Наконец, он описал политическую организацию ирокезов, представилее военной демократией с выборными вождями ("умеренной олигархией",говорит он в одном месте) и уже в то время пытался сблизить ее развитиес развитием политических учреждений в древней Греции. Материал,собранный в течение 60-х годов М., помог ему расширить егопервоначальные взгляды. В своем сочинении о "Системах родства" он успелуложить все разнообразные приемы обозначения родства у человека в двегруппы. Одна из них - описательная, столь известная всем нам: она точноопределяет отношения каждого отдельного родственника к данному лицу.Другая - классификаторская, находящаяся в употреблении у туранских,малайских и американских племен, объединяет в один ряд целое поколениелиц и, ставя их всех на одну доску, устанавливает их коллективноеотношение к данному лицу. Из этого, так сказать, филологического фактаМ. (под влиянием своего друга, профессора Мак-Ильвэна) вывел чрезвычайноважное социологическое заключение, а именно, что эти различные системыродственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде тежизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половойсфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокезназывает детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры - своимиплемянниками. Отсюда М. выводит заключение, что некогда существовалатакая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась вполовой связи с группой женщин, сестер или кузин между собой, но отнюдьне сестер этих мужчин. Эта форма брака (пуналуа) существует и понынекое-где на Гавайских и др. островах, тогда как тамошняя терминологияродства указывает на еще более примитивные формы половой связи. Восходяпо лестнице анализа различных ступеней родства, М. доходит досуществования в человечестве беспорядочных половых отношений всех мужчинсо всеми женщинами племени, и эти различные формы половой связи иродовой организации являются для него последовательными этапами, котороепроходило все человечество. Новое и решительное развитие взгляды М.получили в его труде о "Древнем обществе". Основную пружинучеловеческого прогресса он видит в "открытиях и изобретениях", подкоторыми разумеет главным образом развитие материальных отношений. Затемон рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшемпараллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи иидеи собственности. идея правительства прослежена начиная спервоначальной, чисто родовой организации, как мы ее видим уавстралийцев, с их кланами и сложными запрещениями брака между мужчинамии женщинами клана, и вплоть до современной политической организации,опирающейся на "территориальном" начале. При этом сделана интереснаяпопытка найти тождественные этапы развития в Греции, Риме и украснокожих, как у обществ, постепенно переходивших от чисто родовогобыта к срастанию кланов и племен в национальное целое. идея семейнойорганизации прослежена в ее пяти различных формах, начиная отсожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. При этомуказано на рост различных ограничений половой связи (и таким образомобъяснено существование "эндогамических" и "экзогамических" племенМак-Леннана), на первоначальную распространенность всюду (а не у однихлишь краснокожих) родства по матери и матернитета и замену егопатриархальным строем. Наконец, идея собственности рассмотрена в ееразличных формах существования и передачи по наследству сначала всемчленам клана, затем агнатическим родственникам (сначала по женской,затем по мужской линии) и т. д. В соч. о "Домах и домашней жизниамериканских туземцев" М., на основании личных разведок, сделанныхглавных образом в северной части Новой Мексики доказывает следующее:громадные сооружения, которые испанские писатели приняли за дворцымонарха, представляют собою общие дома первобытных коммунистов,лепившихся целыми сотнями и даже тысячами в колоссальном улье,состоявшем из бесчисленных каморок. Интересно, что в своем сочинении обобрах М. смотрит на сооружения бобрами плотин не как на результат болееили менее планомерной общей деятельности животных, а как на постепенноевырастание целой колонии из независимой стройки жилищ отдельными семьямибобров. Древний американец оказывается большим коммунистом, чем бобер).- М. был не чужд промахов, скороспелых выводов, теоретических увлечений.Он строил, например, чересчур однообразную и строго педантическуюлестницу различных фазисов "дикого состояния", "варварства" и пр. В егосближениях между развитием общественнополитических учреждений уклассических народов и их развитием у краснокожих есть местаминеточности и натяжки. Он, может быть, недостаточно оттенил роль фикции впредставлении человека о кровном родстве и, может быть, слишком перегнулпалку в другую сторону, борясь с Мак-Леннаном, который не хотел видеть в"системах родства" ничего кроме формы приветствий. Все эти недостатки немешают М. занять одно из самых видных мест среди этнологов и социологов,хотя Энгельс и преувеличивает, сравнивая М. с Дарвином. См. Fr. Engels,"Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats"(Штутгарт, 1892, 4-е изд.). Р.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОРГАН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.