МОРАЛИТЕ
МОРАЛИТЕ МОРАЛИТЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОРАЛИТЕ

МОРАЛИТЕ

МОРАЛИТЕ
Моралите Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического представления вСредние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицамиявляются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшимимистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи оженихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе иримской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"),появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, междудействующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь ипр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается кконцу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзиипринимают дидактико-аллегорический Характер (см. Роман Розы). Тогда всводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен вроде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром содной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за родчеловеческий. Тогда же (в XIV - XV вв.) М. выделяются в особый виддраматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная:отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшеесредство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М.легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот видпредставлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним изстарейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee -ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М.известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du maladvise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях -добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царствонебесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfantsde Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожанвоспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в.подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia(Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианскогорыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnayопубликовал "Диэтетику", в которую вставлено "Осуждение пирушки"(Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреденеумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики,Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представленийбыл в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XVв. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - в немзаключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, подпредводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding(Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времениГенриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных; ктой же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кромеаллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус.От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер",неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы ещесильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной исвободной, то именно через их посредство театр принимает участие врелигиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякийчеловек"), которое, посредством талантливой драматизации известнойпритчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправданияпосредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"),защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающеепобеду Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (PerverseDoctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию ещес большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("TheConflict of Conscience"). Некоторые М. той же эпохи проводят идею онеобходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политическойтенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралитеживые лица, превращающие аллегории в настоящую национальную драму. Изпостоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice),одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобыдурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшеевремя пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий,указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).Литература о М. та же, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincyet Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар.,1837): P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. "(11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralitesdes XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old EnglishPlays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И.Стороженка, в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова. А. Кирпичников.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОРАЛИТЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.