МОПАССАН
МОПАССАН МОПАССАН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОПАССАН

МОПАССАН

МОПАССАН
Мопассан Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) - известный франц.романист (1850 - 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшемув Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя матьего, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, попрофессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию,содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашескойдисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс.Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил своеобразование чтением и особенно пристрастился к естествознанию иастрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственногонедуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и, благодаряразнообразному спорту, сделался совсем богатырем. Разорение, постигшееего семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, гдеон пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. Втечение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял,переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он впечати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым исовершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, всборнике "Les soirees de Меdan". Начинающий писатель поразил своей"Bonie de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большоеискусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том жегоду М. выпустил сборник стихотворений: "Vers" (1880), среди которыхособенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de l'еаu", "Desirs" и"Venus rustidne". Помещенный там же драматургаческий опыт в стихах("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете"Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своейлитературной деятельности и прослыл последователем Зола, он далеко небыл сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкой иодносторонней. В предисловие к роману "Pierre et Jean" М. осуждаетдоктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставитискусство ясно и убедительно воспроизводит перед читателем своисубъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчествазаключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, скольков искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующихосновную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает ивоспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только,чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы иреалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особуюиллюзию внешнего мира - мрачную или жизнерадостную, поэтическую,циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводитьименно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества и еслион действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и егочитателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательнорассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и находишь внем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве кромегениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, -приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей ипонятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно тольконастоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для егоопределения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надонайти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставивсебе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы насвое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М.,наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создалцелый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по именипервого разсказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупныероманы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierreet Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), аравно и описания пережитого и передуманного за время экскурcий: "AuSoleil" (1884), "Sur l'eau" (1888) и "La vie en ante" (1890). Этипроизведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французскойновеллистики. Лучшие французские критики единогласны в восторженныхприговорах о М. По словам Зола, он удовлетворяет все умы, затрагиваявсевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, чтообладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и беcхитростнойвеселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. влитературной среде пользуется расположением издавна, благодаря починуТургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его, какповествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менеесочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целуюстатью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого,"едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что всеблаго, весь смысл жизни - в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, которыйдо такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самогоявления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благожизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем нестеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственноенапряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости,бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней засчастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества ипосредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизньтаинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервнымприпадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадаетв беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, чтоускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в рядеповестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и личнодля себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художникипроникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат."Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старалисьповалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Нисветские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevuedes denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сценеGymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию"La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевноеспокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его допокушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близПасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйствастали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел егов могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно вжурналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XIIт. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А.Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большойбрезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков;подробности его жизни мало известны и не дают материала длясколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОПАССАН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.