МОНОЛОГ
МОНОЛОГ МОНОЛОГ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ
Монолог Монолог - речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, атакже рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М.подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического илилирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, костановке на данном моменте действия. М. не есть неизбежная часть драмы;развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным.Древне-классическая драма не способствовала развитию М. Аристотель всвоей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнееместо. Он является у древних или в виде монодрамы, или в виде лирическихотступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизнив "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников(как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значениислова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, чтоболее ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политическогохарактера, а современные философу драматурги - М. риторические,адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь присмене античной "драмы положения" новейшею "драмою характеров", когдаглавным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека.Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащийосновам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательнопользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Бытьиль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечаниюЛьюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение вдействии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение ожизни и смерти, излюбленное публикою. Верный взгляд на М. выказали всвоих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с"драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда невыходит из границ характеристики действующего лица. Напр., лирическиймонолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военнойнепогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как наглазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страстивозникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий идостигающий все большого напряжения. При дальнейшем развили лирическогоэлемента в европейской драме М. получил еще более важное значение,особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так,байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "ВильямеРатклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играетпервенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму.русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направленияевропейской драмы и, сообразно этому, менялись взгляды авторов на рольМ. В общем, русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове"Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. вкомедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте)М. есть в то же время монодрама. В. новейшей европейской драме, подвлиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметновозвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играютбессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существеннуюроль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; тоже замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явлениезнаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементомдрамы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося, как с точкизрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтическихтребований, одною из законных условностей драматического искусства.Монологам тенденциозного характера, с намеками на современность,особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор визвестном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е.беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущихделах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" вновой комедии играют М. личностей в роде Мольеровского Альцеста илиГрибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чегосмеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого родаМ. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п.Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древнийкомический хор. Вс. Ч.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОНОЛОГ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.