МОНАРХИЯ
МОНАРХИЯ МОНАРХИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ
Монархия Монархия - форма государственного устройства (или самое государство,в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемаяреспублике. По обычному представлению, они различаются тем, что в М.верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемусяею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью,тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам,всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которомуили которой принадлежит суверенитет. Какое определение может считатьсяверным разве только в применении к современным цивилизованнымгосударствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечестваформы государственного устройства вообще и М. в частности были докрайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройнымиформулами не представляется возможным. Слово М. происходит от греческихmonoV (один) и arch (власть) и обозначает единовластие, единодержавие;между тем, существовали М. с двумя царями во главе (Спарта); иногдаговорят (Полибий) о власти двух консулов, как о монархическом элементегосударственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо,обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальнойвласти, что самое отнесение государства к типу М. или республикивызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей).Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних(Аристотель) государства делились на М., аристократ и политии, М. же всвою очередь делились на правильные и неправильные, т. е. на собственноМ. и тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлениюличного или общего блага. При всей распространенности в настоящее времяклассификации государств на М. и республики, она не является безусловнообщепризнанным; многие пытаются удержать деление Аристотеля, снекоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не ворганизации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своимзадачам, и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В историипостоянной смены государственных форм можно отметить следующиеглавнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многиедругие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находимМ., но с властью монарха до чрезвычайности ограниченной общенароднымисобранием или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат иcomitiacariata в Риме); обязанности монарха - преимущественно военные, ккоторыми часто присоединяются жреческая и судебная. Принципнаследственности власти в это время является далеко не установленным,так как главным основанием власти является личное достоинство(наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своему развитиюМ. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случаеограничении отпадают и власть делается наследственной. Своеобразнымтипом монархии является Римская империя, в которой республиканскиеучреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главыгосударства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего насебя лишь различные республиканские должности; но в последующий периодimperator и prinсeps обратился в настоящего неограниченного, внаследственного монарха. В феодальную эпоху монархическая властьосновывается на крупном землевладении и является весьма слабой. В этовремя вырабатывается тип М. с правильно избираемым пожизненно монархом(Польша, свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание папы,бывшего светским главой Церковной области). Император свящ. Римскойимперии жалует герцогскиe и другие титулы, дающие монархическую власть,основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием,является, таким образом, пожалование. На рубеже средних и новых вековвозникают сильные абсолютные М.; их правители постепенно уничтожаютостатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов вЗап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, аобщенародным представительством. В настоящее время все М. резко делятсяна неограниченные и ограниченные или конституционные. Черты, общие М.обоих видов: во главе государства стоит монарх, пользующийся своейвластью по наследству (избирательный М. отошли в область истории; дажелицо, являющееся основателем династии, приобретает власть нанаследственном начале), т. е по собственному праву, "милостью Божией",как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией иволей народа". В силу этого монарх является юридически неответственным(неответственным за свои политические действия может быть и президентреспублики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственнойвласти: он является источником всякого права (другими словами, только сего соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит воглаве исполнительной власти; его именем отправляется правосудие; емупринадлежит, в более или менее значительной степени, право помилования;в международных отношениях только он один представляет государство.Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получаетзначительное содержание из государственного казначейства, имеет право наособенную охрану своей личности. Различие между ограниченными инеограниченными монархиями заключается в том, что в последних всемиперечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо откакой бы то ни было иной власти, а в первых - при посредстве илиобязательном содействии органов или властей, имеющих существованиенезависимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотийили тираний продолжаются и поныне, но в замен психологического основанияАристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескьенаходит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотиии ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия вмонархии; но эта классификация применима не ко всем неограниченныммонархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной,судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее времявыдвигают (Градовский) господство принципа законности впротивоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием длярешения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc,тогда как монархи управляются, как это выражено в основных законахРоссийской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений иустановлений, от самодержавной власти исходящих" - законов обязательныхдля самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке,ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее правильный, сюридической точки зрения, принцип, на практике имеет не всегдаодинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятсяна два вида: М. представительные или дуалистические и М. парламентарный.И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за нимостается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ееотправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом.Обычным юридическим способом ограничения власти монарха являетсяпостановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно неконтрасигновано соответственным министром. В М. первого типа министрыответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им;обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сферегарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как этодоказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862 - 66 г.) правомпарламента вотировать бюджет. В М. второго типа министры ответственныперед парламентом, и хотя назначаются монархом, но низвергаютсяпарламентскими вотумами недоверия. В государствах последнего типа умонарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, дажетакое частное, как относительно помилования преступника, de facto неможет быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента;парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах(браки, дворцовые служители). Между тем de iure за монархом остаетсягромадная власть: и окончательное утверждено законов, и их исполнение, иназначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключениемира - все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь всогласии с волей народа, выражаемого парламентом. Монарх "царствует, ноне управляет"; однако и он представляет свое государство, является егосимволом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активнаяроль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозитьправильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы,отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распускаяпарламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучшийпример - Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действоватьконституционно; являясь главным представителем государства иисполнителем воли народа, он несет различные функции, важные вособенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов иконфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государствдуалистических могут служить германские государства, в особенностиБавария и Прусcия, также Австрия; образцами государств парламентарных -Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. занимают М. вассальные исоюзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха являетсянеполной, так как он лишен существенного нрава, представляет своегосударство в международных отношениях. Типом монархического союзногогосударства является в настоящее время Германия. По конституции, онаесть вечный союз государств, в котором прусск. королю принадлежитпрезидентство со званием императора; но фактически Германия есть именносоюзное государство, в котором император пользуется властью впрерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. всеобщие сочинения по государственному праву и специально Масchiаvelli, "Ilprincipe"; Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik und die Souveranitat der franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2 изд.,1885); J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879);Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das Becht des deutschenKaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches Konigtum u. Kaisertum"(Иннсбрук, 1862); Artom, "II re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia,"II capddio stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti,"La monai'cbia representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia erepublica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная Римская Империя"(Москва) 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куданжа. В. В - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОНАРХИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.