МОНИЗМ
МОНИЗМ МОНИЗМ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МОНИЗМ

МОНИЗМ

МОНИЗМ
Монизм Монизм (от греческого monoV - единый) - обозначает собой философскоенаправление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М.противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципабытия, так и плурализму, допускающему бесконечное множество качественноразличных субстанций (монады Лейбница, "гомойомеры Анаксагора). Какматериализм, так и идеализм представляют собой системы монистические.Впервые М. был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислялк дуалистам. Термин М. получил распространение лишь в применении кгегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии(Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальноепредставляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным. Вэтом направлении вновь проявляются древние гидозоистическиепредставления. Таким образом значение термина монизм изменилось.Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа итребовала их разделения; если же в современной философской литературе ивосстают против М. (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы наместо натуралистического понимания поставить иной М., исходящий изгносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишьразличными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективногопонимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философияможет быть только монистической: основное требование всякой философскойсистемы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этоготребования, значит отказаться от возможности понять мир как целое, каккосмос (порядок). Не всякий М., однако, имеет философское значение.Материалистическому М. вполне справедливо противопоставляютдуалистическое миропонимание, которое, как критический прием, как анализпонятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя:поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятиив идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь задухом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностьюдуховного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этойдороге и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущаяфилософия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МОНИЗМ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.