МАДЗИНИ
МАДЗИНИ МАДЗИНИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МАДЗИНИ

МАДЗИНИ

МАДЗИНИ
Мадзини Мадзини (Джузеппе Mazzini) - знаменитый итальянский революционер,род. в 1805 г. По окончании курса в генуэзском унив., занимался в Генуе,потом в Ливорно литературной работой. Еще дома воспитавшийся вдемократических идеях, М. сделался членом тайного общества карбонариев,где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и "великогоизбранника". В 1830 г. он был предан, арестован и высидел 6 месяцев вкрепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое иположение Италии, он решил, что "вместо попыток гальванизировать трупобщества карбонариев, следует выстроить революционное здание насовершенно новом фундаменте". По отбытии заключения, М. был выслан заграницу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то вШвейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен отпреследований итальянских правительств. Перебиваясь литературнойработой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждалтайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с цельюосвобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в однобольшое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокаярелигиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти, СильвиоПеллико и многие другие из тогдашних итальянских демократов. "Я не верюни в одну из существующих религий - говорил М., - но вместе с тем яубежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, каквечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельностия всегда руководился и буду руководиться религиозной идеей;правительство же наше основано на обожании материальных интересов... Унас есть только форма и подобие религии - папство. Противоположенпапству, но одинаково является источником испорченности - материализм".Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству - это, помнению М., стремление к свободе; бороться за нее - значит осуществлять вжизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этойидеи, М. был безусловным., республиканцем; однако, именно в качествереспубликанца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народжелает такой формы правления, лишь бы только монархия быладемократической и оставляла республиканцам свободу бороться заосуществление их идеала. В основу для разграничения государств междусобою должен быть, по учению М., положен принцип национальности,которому М., подобно всем итальянским демократам, придавал громадноезначение. Между национальными государствами должна существоватьфедеративная связь. Европейские соединенные штаты - таков был отдаленныйполитический идеал, о котором мечтал М.; но к федерации итальянскихгосударств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 гг. средиитальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В областиэкономической М. был противником социализма, казавшимся ему опасным дляличной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями М.вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь, и сними умер. При вступлении на престол Карла Альберта (1831) М. написалему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути - путьреакционного террора и путь либеральных уступок. "Народ - писал М. - недовольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав,законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства додна и поклялся никогда более не наполнять ее". Официозный органпиемонтского правительства, "Voce della Verita", ответил на письмо, откоторого сам М. не ожидал практических результатов, что "на короля непроизводят впечатлетния безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильныегосудари не боятся бумаги". Письмо М. впервые ясно и определенновыставило программу объединения Италии Савойской династией, котораявпоследствии была принята и ею самою, и итальянскими демократами, 16-тьлет спустя, точно также в душе не веря в успех, М. написал письмо папеПию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединенияИталии. В 1831 г. М. основал общество "Молодой Италии", в котороевступили, кроме более энергичных элементов из среды карбонариев, многоновых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль вистории объединительного движения Италии, выработав определеннуюполитическую программу и план действий и объединив все революционныесилы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движениепроцессами и суровыми приговорами; сам М., как глава заговора, былзаочно приговорен в Пиемонте к смертной казни (1833). Приговор этоттяготел над М. даже после объединения Италии, до 1866 г. В 1833 г. М.был главным организатором вторжения в Пиемонт, совершенного из Швейцариипод начальством Раморино; сам М. принял личное участие в походе.Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособностиРаморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны илиповешены; М. успел бежать за границу. В 1834 г. М. основал журнал "Lajeune Suisse" в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потомвыслали большинство сотрудников журнала, в том числе и М. В 1844 г. онподдерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 г., когда в Италииповсеместно началась революция, М. немедленно поспешил на родину иосновал в Милане газету "l'Italia del popolo" и общество Associazionenationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пиемонту.Пред падением Милана М. вступил в отряд Гарибальди; затем он прибыл вРим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душоюкоторого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборонуРима против французов, а сам занялся гражд. организацией молодойреспублики, причем обнаружил большую энергию и редкий административныйталант. Несмотря на военное положение республики, ею управляли безпомощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимсякрестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещенияхИезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римскоенациональное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложилотриумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдачеРима, М., вместе с товарищами, сложил с себя полномочия и уехал вЛондон. В 1853 г. он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 г.- экспедицию Пизакане. Эти мелкие и постоянно неудачные экспедицииказались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал болееблагоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действийвызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 г. Гарибальди принялучастие в борьбе против Австрии, а М. распространял статьи и брошюрыпротив пиемонтского правительства. После заключения мира М. обратился сновым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить наборьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось безпоследствий, М. обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей южнойИталии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план"Мадзинианской мечтой" и отказался. Тогда М. один начал собирать деньгии волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны былистать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди, и,отчасти под влиянием убеждений Криспи, стал во главе экспедиции. М.лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то М.поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этотплан рушился, М. уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег ивербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 гг.Меры, принятые против Гарибальди в 1867 г., привели М. к убеждению, чтосоюз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печатиусиленную агитацию против итальянского правительства и за республику ине пожелал воспользоваться амнистией 1866 г., несмотря на то, чтомногократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 г. в Сицилияначалось республиканское движение. Сам М. не, верил в его успех, ноотправился на остров. Схваченный в открытом море, на пути в Сицилию, онбыл отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием, покинутьИталию. М. поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету "La Romadel Popolo". В 1872 г. он вернулся в Италию, но простудился, переезжаячерез Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороныего в Генуе стеклось свыше 50 тыс. человек, и похоронная процессияявилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честьМ. воздвигнут великолепный памятник; на высокой колоний из белогомрамора стоит его статуя; на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия,а возле нее юноша держит знамя с девизом: "Dio е popolo". В 1890 г.палата, по предложению Криспи, вотировала кредит на открытие памятникаМ. в Риме. Сочинения М. изданы в Милане и Риме, в 1861 - 1886 г., подзагл.: "Scritti editi ed inediti"; извлечение по-немецки издано(Гамбург, 1, 868) и по-английски, с биографиею (Лонд., 1864 - 1868); см.еще "Corrispondenza inedita" (Мил., 1875), "Lettere inedite" (Рим 1885)."Duecento lettere inedite"(Typин, 1888). Ср. Л. Толстой, "Сочинения" т.XlV" ("Письмо М. о беcсмертии"); "Италия и М." ("Вестник Европы", 1868,1, 2, 5, 7); А. М., "Гарибальди и M." ("Русская Мысль", 1882, 12);Герцен, "Былое и Думы"; его же, "Посмертные статьи"; И. Шерр, "Комедиявсемирной истории" (СПб., 1871); Cironi, "Die nationale Presse inItalien und die Kunst der Rebellen" (перев. с итал., Лпц., 1863);Garibaldi, "Memorie autobiografiche", (Флор., 1888); Nardi, "G. M., lavita, gli scritti e ie sue dottrine" (Мил., 1872); E. A. V., "Joseph M."(Л., без года); Simoni, "Histoire des conspirations mazziniennes" (П.,1870); Mario, "M., nella sua vita, e nel suo apostolato" (Мил., 1891);Boullier, "Un roi et un conspirateur, Victor-Emmanuel et M." (Пар.,1885); Saffi, "II pensiero politico e sociale di G. M." (Рим, 1887);Gr.Schack, "Joseph M. und die italienische Einheit" (Штуттг., 1891);Canestrelli, "Bibliografia degli scritti di G. M." (Рим, 1893).Двоюродный брат М., Андреа М., тоже эмигрант, живший в Париже, написал"De l'ltalle dans ses rapports avec la liberte et la civilisationmoderne" (П., 1847). Б. Водовозов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МАДЗИНИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.