МИДИЯ
МИДИЯ МИДИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МИДИЯ

МИДИЯ

МИДИЯ
Мидия Мидия - зап. часть Ирана, к В. от Загра и к С. от Сузианы. ДоКаспийского моря М. не достигала, будучи отделена от него племенамикадусеев, амардов и др. Страна делилась на собственную или Великую М.(теперь Иракаджеми) и Атропатену (Азербайджан). Жители, арийцы,распадались, по Геродоту, на 6 племен. Страна гористая и холодная, нобогата плодородными долинами; славилась лошадьми, солью и смарагдами.Главная р. Амард (Сефидруд). Источники сведений о М. - летописиассирийских и надписи вавилонских царей (Набонида), Библия и классики,особенно Геродот, Бероз, Страбон и Ктесия. Если исключить основанное нанедоразумении известие Бероза о покорении Мидией Вавилона в IIIтысячелетии до Р. Хр. и основании там мидийской династии, то первыедостоверные известия о Мидии относятся к IX в. до Р. Хр. Ассирийскийцарь Рамманнирари III упоминает в своих надписях, в числе покоренныхнародов, Мадаи. Полудикие горцы и номады впервые пришли тогда всоприкосновение с культурным миром; царствование Рамманнирари и егоматери (?), вавилонской царевны Саммурамат, навсегда оставило следы в ихвоспоминаниях; оно было окружено ореолом чудесных легенд, и Саммураматпревратилась в основательницу царства и культуры Семирамиду, рассказы окоторой Ктесия, очевидно, заимствовал из мидийских источников.Тиглатпалассар III (745 - 727) говорит о получении им дани с мидийскихкнязей "до горы Бикни" (вероятно - Демавенда), восточного предела егоцарства, Затем из 4-й кн. Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М. былипоселены Салманассаром израильские пленники. Чтобы удерживать М. вповиновении, Саргон (722 - 704) выстроил крепость Карг-Саргон. Ноассирийским царям было вообще трудно справляться с М. "Отдаленные" -постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, не смотря на то, чтоони жили почти рядом с Ассирией и гораздо ближе Палестины и Египта; этообъясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей стяжала имэпитет "могучие"; вообще ассирийцы, кажется, видели в них опасногосоперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в М.; походытуда продолжались и при Синахерибе и Ассаргаддоне. При последнемассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему являлисьмидийские князя и просили его защиты против враждебных единоплеменников;это дало повод к вмешательству Ассирии во внутренние дела М.Ассурбанипале в начале царствования упоминает о подавлении восстаниямидийских вождей, но во время всеобщего восстания и войны сШамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о нейбольше не слышно в ассирийсиких источниках. История самостоятельногомидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близкок истине. Объединение разрозненных племен и деревень приписываетсяДейоку, равно как и основание Экбатаны и введение парской власти (вначале VII в.). Это обуславливалось, вероятно, необходимостьюорганизованного отпора ассирийским завоеваниям. По Геродоту, царствосуществовало 160 лет, при 4 царях; Ктесия же приводить их 10. Припреемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на путь завоеваний:была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно, иФраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634 - 585) был наиболеемогущественным и популярным мидийским царем; при нем М. была первойстраной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на Ниневию, но и наэтот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней южнойРоссии, через вост. часть Кавказа; они завладели М. и Киаксар отделалсяот них лишь через 28 лет, перебив на пиру их вождей. Теперь, наконец,пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников халдеев, царь которых,Набопалассар, женил своего сына Навуходоносора на дочери Шаксара.Победители поделили наследство: Ю. достался халдеям, С. с Ассирией,Арменией, Киликией и Каппадокией до р. Галис - мидянам. Вся эта областьс этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнитоб ассирийцах и все развалины древних городов приписывает мидянам,которые, по его мнению; были первоначальными обитателями страны. Желаниераспространить владычество свое за Галис вовлекло Kиакcapa в войну сАдлиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г. и окончилась миром,при посредничестве Сиеннесия киликийского и Навуходоносора. В том жегоду умер Kиаксаром и на престол вступил Aстиаг. О нем долго ничего небыло известно, кроме печальной судьбы его: при нем мидийское царствозаменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролилиновый свет на это событие. Если полагаться на точность выраженийнадписей, то с Шаксаром кончилась национальная династия и сноваводворилось господство скифов. Но оно длилось недолго; надписьпродолжает: "Мардук сказал мне: Умманманда (царь скифов) и цари, егосоюзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им конец. Кир,царь Ансана, его незначительный вассал, рассыпал со своимималочисленными войсками полчища Умманманды". По известию Вавилонскойклинообразной хроники, против Acтиага восстали приближенные люди ивыдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую добычу(550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария, в Мидиитакже явился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком Kиакcapa ипривлекший на свою сторону парфян и гирканов. После неудачных попытокцарских полководцев, Дарий сам разбил его при Кудуре (Кирманшах), апосле Новой битвы, у Раг, он был взят в плен и казнен. При Дарии М.вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500 талантов. Здесь,на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000 царских коней.Персы заимствовали от мидян многие элементы культуры, так чтовпоследствии трудно было различить, что принадлежит собственно им.Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочныешляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горногосевера. Александр Вел. отдал М. Пармениону; после его смерти здесьводворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей. Сделавшись,затем, частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята у ее парфянами,хотя Атропатена, удачно противившаяся македонскому завоеванию, и припарфянах была почти независима. В последний раз М. играласамостоятельную роль в конце 1 в. до Р. Хр. : Антоний воевал с эфемернымцарем М., Артавасдом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая иносила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этихпор имя Мидия существует только как географический термин (ново персид.Мai?) О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до сих порне производилось в М. систематических раскопок. Несомненна ее теснаясвязь с ассиро-вавилонской; Геродотово описание Экбатаны указывает наразвитие астрологии и поклонения светилам, но вообще о религии М. мыничего не знаем, если не считать признаваемой многими учеными связимежду одним из мидийск. племен, магами, и коллегией жрецов этого имени -связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном вМ. многоженстве. М. пользовалась в древности большой славой; имя еепережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялосьс именем Персии. При Селевкидах началась эллинизация М. Рагипереименованы в Еврон; выстроены Лаодикея, Анамея, Ираклея. Парфянепереименовали Раги в Арсакий. Ср. Spiegel, "Eranische Alterthumskunde"(Лпц., 1873); Noldeke, "Aufsatze zur Persischen Geschichte" (Лпц.,1887); Justi, "Geschichte des alten Persiens" (сб. Онкена); Lenormant,"Sur la monarchie des Medes" (1871); Delattre, "Le peuple et l'empiredes Medes" (Брюссель, 1883); Winckler, "Zur medischen und altpersisehenGeschichte"("Untersuchungen", ' 1889); его же, "Die Meder und d. FallNinives" ("Forschungen", 1894); Robion, "L'etat religieux de la Grece etd'Orient au Siecle d'Alexandre. II. Les regions Syro-Babylonennoes etl'Eran" (П., 1895). Б. Т.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МИДИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.