МИШЛЕ
МИШЛЕ МИШЛЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МИШЛЕ

МИШЛЕ

МИШЛЕ
Мишле Мишле (Jules Michelet) - знаменитый французский историк, род. 21августа 1798 г., в небогатой семье, которую он сам называет"крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенной имздесь типографией Пока при республике печать пользовалась относительнойсвободой, дела типографии процветали, но с установлением империи семьеМ. пришлось испытывать горе и нужду бедственное положение ее дошло дотого, что дед, отец, мать и 12-летний М. сами должны были исполнятьтипографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти правильно; урокичтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца,прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовалвосхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещен вдетстве) вызвала в нем книга "О подражании Христу". На последниесредства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своейбедности, непривыкшему к обществу М. ученье давалось трудно, но редкоеприлежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились кнему сначала его учителя; они признали в нем дарование, особеннолитературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821 г.М. сделался учителем в коллегии Sainte Barbe, где почти против своегожелания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняялитература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху иидее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико;сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им "Precis del'histoiге moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827 г.он получил место проф. философии и истории в нормальной школе. В егопреподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой ондавал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различныхнародов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме его зародиласьфилософская концепция, что история есть драма борьбы между свободой ифатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, емупорученные, М. желал удержать за собой философию и лишь неохотнопосвятил себя истории. Ходом занятий ею явились две работы: философская- "Introduction a l'histoire universelle" и первый большой историческийтруд его - "Histoire romaine: Republique" (Пар., 1831). Основная мысльпервого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия историиу М. лишена своего метафизического смысла и значения и приведена ксовершенно другому результату: венцом всемирноисторического процесса уМ. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего ксамосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивнымторжеством свободы, в борьбе человека с природой, с материей или роком.В бойкой своей книге о римской республике М. попытался сделатьрезультаты нибуровских трудов достоянием французской публики, но этапопытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодной; сам онпозже уже не возвращался к древней истории. Июльская реводюция доставилаМ. место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесьему открылась Возможность заняться историей отечества; он временноувлекся теорией беспристрастия, с которой выступала школа Гизо. Внаписанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831 - 1843) онпроявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальныхдокументов и в тоже время творческий гений, проникающий в душудействующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать.Позже, увлеченный публицистической струей, он уже не мог вернуться ктакому пониманию средневековой жизни. Не ужившись с Кузеном, новымдиректором нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в College de France,где в первый раз очутился перед вольной аудиторией, требовавшей отлектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивогослова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал своиидеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более иболее принимали Характер проповеди, creer des ames - создавать души -все более и более становилось целью его профессуры. Когда с 1840Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную спрогрессом, то в числе многих, пришедших к крайним мнениям иреволюционным тенденциям, был и М. В это время особенно развились в М.две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "ecrasez l'infame" поотношению к клерикализму - и культ народа, которому положил началоРуссо. В 1843 г. он, совместно с Э. Кинэ, издал ожесточенный памфлетпротив иезуитов, "Des Jesuites", получивший громадное распространение:он появился в газете, расходившейся в числе 48000 экземпляров,перепечатывался кроме того провинциальными газетами и расходился в масседешевых изданий среди народа. Не меньшее распространение получилаброшюра: "Le pretre, la femme et la famille" (1845), где М. развиваетнаправленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнемхрама и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. Вполитической сфере идеалом его сделалась демократическая республика;руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать визучении "великой революции" 1789 г. Его историю революции называютэпической поэмой, с героем - народом, олицетворенным в Дантоне. Первыйтом ее вышел в 1847 г., последний - в 1853 г. Свои мысли о народе онизложил в книгах "Le peuple" (1848)и "Le Banquet" (1854). М. являетсяздесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожениячастной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящегонарода, т. е. крестьянства, обусловливался, в глазах М., именнообладанием частной собственностью, своим куском земли, своим полем, ондаже требовал, в интересах этой частной собственности, уничтоженияпереживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатиченбыл ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он непонимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала снегодованием всякие террористические меры для осуществления идеалалюбви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, М.горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social).Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхнихслоев с народом - сближении, основанном на любви, на отречении отэгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильноидеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал емупреимущество перед книжной рассудочностью образованных классов,приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию, впротивоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взглядывполне оправдывают данную одним из наших историков М. кличку:"народник". Ключ к разрешению социальной проблемы М. находил впсихическом явлении, которое представляет собой гений: как генийгармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нем заключающиеся -человек инстинкта и человек размышления - содействуют друг другу, так итворчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие иверхние слои его действуют в взаимном понимании и согласии. Преждевсего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этогодолжна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждениесоциальной любви. В этой общей школе должны пребывать год или два детивсех классов, всякого состояния; она на столько же должна служить ксближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.В общенародной школе, по плану М., ребенок должен был, прежде всего,узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое божество (unDieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в немпотом сознание единства с народом, и в то же время в самой школепредстало бы ему на яву отечество, в образе детской общины,предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детствагражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства,основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного излюдей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все болееи более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М.ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками,естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта М., какуказывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там,где М. наименее этого ожидал - в стране, воплощавшей для него гордыню иэгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры в College detrance, а за отказ от присяги он потерял место в архиве. Он чувствовалсебя подавленным и обессиленным, но не пал духом, благодаря поддержкевторой своей жены (Adele Malairet), имевшей большое влияние на его жизньи дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своейкнигой о великой революции, М., в сотрудничество с женой, дал серию книго природе, редких по своей очаровательной оригинальности. М. и прежделюбил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком иприродой; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупностьмыслей и чувств, сходных с нашими. Его "L'oiseau" (1856), "L'insecte"(1857), "La mei" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и вжизнь животных переносят тоже страстное сочувствие ко всему страдающему,беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1868 г. М.издал "L'amour", в 1859 г. - "La Femme"; его восторженные слова о любвии браке, в соединении с большой откровенностью в трактовании этихвопросов, вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достиглиредкой популярности. "L'amour" составляет предисловие к "Nos fils"(1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемоеим в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвященаранее изданная "Labible de l'humanite" (1864) - краткий очеркнравственных учений, начиная с древности. На ряду с этими соч. М. далнесколько небольших трудов по истории: "Les femmes de la Revolution"(1854), "Les soldats de la Revolution", "Legendes democratiques duNord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorciere" (1862). В1867 г. он закончил свою "Histoire de France", доведя ее до порогареволюции 1789 г. Благодаря своим заняниям естественными науками ипсихологией, М. чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и воФранции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская войнапринесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этойвойны, М. почти один рушился протестовать публично против увлечениятщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка непозволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался,однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осадуПарижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвалоу него первый припадок апоплексии. В брошюре: "La France devantl'Europe" (Флор., 1871) он высказывает веру в бессмертие народа,остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливостии свободы. Едва оправившись, он принялся за новый громадный труд:"Histoire du XIX siecle", издал в три года 31/2 тома, но довел своеизложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г. отнял унего надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все большеслабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его дали повод креспубликанской демонстрации. М., по отзыву Тэна - не историк, но одиниз величайших поэтов Франции, его истории - "лирическая эпопея Франции".Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда онгорько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем во всехфазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображениепереносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто быона ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французскойисториографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страданиялюдей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследованиястрашной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям быласлишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителемсовременных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что онвнес их в изучениe прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных споловины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое ипорабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновеннаявпечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом,связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию ипсихологии. Отечество и семья были для него постоянно предметамибоготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь ксемье у него была связана с любовью к родине, а эта последняя - слюбовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к науке; все,что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер М. былочень спокоен, образ жизни отличался чрезвычайной правильностью;ежедневно он работал с 6 часов утра до полудня и ложился спатьобыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал приглашений на вечераили на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры сохранялитрадиции вежливости старой Франции. Необыкновенную прелесть иоригинальность ему придавало нечто непосредственное, детское в егонатуре, редкое у француза. Лучший материал для его характеристики даютизданные вдовой его из его записок "Ма jeunesse" (1884; см. А-в, "Новаякнига о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Моn Journal. 1820 - 23"(1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской Мысли" 1886, 12); Gr.Monod, "Jules М." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M." (1894; отсюда"Жюль М." в "Русской Мысли", 1895, 3); Noel, "Jules M. et ses enfants"(1878); Correard, "M., sa vie, etc." (1886); J. Simoa, "Mignet, M.,Henri Martin" (1889); В. И. Герье, "Народник во французскойисториографии" (Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений М. имеютсяна русском языке: "Обозрение новейшей истории" (СПб., 1838); "ИсторияФранции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до французскойреволюции" (CПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI в." (СПб.,1862); "Женщина" (Одесса, 1863); "Море" (СПб., 1861); "Царствонасекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX в." (СПб.,1883 - 84, под ред. М. Цебриковой) и др. А. М. Л.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МИШЛЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.