МИЛЬТОН
МИЛЬТОН МИЛЬТОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МИЛЬТОН

МИЛЬТОН

МИЛЬТОН
Мильтон Мильтон (John Milton) - классический английский поэт (1608 - 74),род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил оченьосновательное образование отчасти в школе св. Павла, отчасти дома, апотом в Кембриджском унив. По окончании курса он провел пять лет уродителей, в маленьком городке Гортоне (близ Лондона) без определенныхзанятий, всецело погруженный в самообразование и самосовершенствование.Этот первый юношеский период жизни М. завершился в 1637 г. путешествиемпо Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями идружбой Галилея, Гуго Гроция и др. В противоположность большинствувеликих людей, М. провел первую половину жизни среди полной душевнойгармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его истарость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер егопервых поэтических произведений, noэме "L'Allegru", "II Peuseroso","Lycidas" и "Comus". Последняя - одна из самых блестящих драматическихпасторалей (masks), на которые в то время еще не прошла мода. В"Allegro" и "II Penseroso" М. рисует человека в двух противоположныхнастроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, какокрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обекороткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особойграциозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более невстречающейся у самого М. "Lycidas" задуман в том же духе и дает тонкиеописания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже иобнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизмреволюционера-пуританина странным образом переплетается здесь смеланхолической поэзией в духе Петрарки. С 1639 по 1660 г. длится второйпериод в жизни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился вЛондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании("Tractate of Education, to Master Samuel Hartiib"), имеющий главнымобразом биографический интерес и показывающий отвращение М. ко всякойрутине. В 1643 г. М. женился на Мэри Повэль - и эта женитьба превратилаего безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий иматериальных невзгод. Жена М. уехала от него в первый год жизни и своимотказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачныйопыт семейной жизни М. распространил на брак вообще и написалполемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce". Перейдя вряды партии "независимых", М. посвятил целую серию политическихпамфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силемятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самаязамечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободыдля печатного слова ("Areopagilica: A speech for the Liberty ofunlicensed Printing to the Parliament of England"). Из остальных 24памфлетов первый ("Of Keformalion touching Church Discipline In Englandand the Causes that hitherto have hindered It") появился в 1641 г., апоследний ("A ready and easy way to establish a free Commonwealth") в1660 г.; они обнимают собой, таким образом, все течение английскойреволюции. При наступлении парламентского правления М. занял местоправительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числедругих поручений, исполненных М. во время его секретарства, был ответ наанонимный роялистский памфлет "Eikon Basilike", появившийся после казниКарла I. М. написал "Eikonioklastes", в котором остроумно побивал доводыанонима. Менее удачной была полемика М. с другими политическими ирелигиозными антагонистами, Салмазием и Морусом. В 1652 г. М. ослеп, иэто тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрацияСтюартов принесла ему полное разорение; еще тяжелее был для М. разгромего партии. На старости он очутился один в тесном кругу семьи - второйжены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет досмерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последнихон заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал вних крайне недружелюбное к нему отношение. Для М. наступило полноеодиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этотпоследний период жизни М., 1660 - 1674 гг., ознаменовался тремягениальными произведениями: "Paradise Lost", "Paradise Regained" и"Samson Agonistes". Первое из них появилось в печати в 1667 г., двапоследниt в 1670 г. "Paradise Lost" - христианская эпопея о возмущенииотпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположностьгероическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте,"Потерянный рай" не дает простора творческому вымыслу поэта. ПуританинМ. избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания;кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к областисверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который такобаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева идругие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ внародном воображении, воспитанном на Библии - и от этих традиций М.,поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенностиматериала, над которым работал М., отражаются на его поэме; техническаясторона описания условна, в изложении мало образности; библейскиесущества часто кажутся только аллегорией. Великое значение "Потер. рая"- в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политическиестрасти М. помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жаждасвободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного рая", где побежденныйвраг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозынебу - самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточникомдемонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозностьпуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу.Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны"Потерянного рая" соответствует идиллическая часть - поэтическиеописания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтическиекрасоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорято непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII в. "ParadiseRetained" ("Возвращенный рай") передает историю искушения Ииcуccа Христадухом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме,написанной М. в дни старости - "Samson Agouisles" - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своейпартии. См. Jobuson, "Lives of poets"; Macaulay, "Essays"; "GreatWriters: Milton" (с библиогр. ук.). З. Венгерова. Литература. В 1682 г. напечатана "Brief History of Moscovia",компиляция, несомненно принадлежащая М. Она издана по-русски, со статьейи примеч. Ю. В. Толстого, под заглавием: "Московия Джона М." (М., 1875). Русские переводы сочинений М.: М. А. П. А. (т. е. Московской академиипрефект Амвросий - Серебренников), "Потерянный рай" поэма героическая(Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-еизд. М., 1827, с биографией М. 1828; 7-е изд. М., 1860; перев. сфранц.); Е. И. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский,"Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд. 1842 - 1843);Е. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай"(М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, "Потерянныйрай" (М., 1861); С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами);"Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871); А.Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878); Н. М.Бородин, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1882, 2-е изд. 1884, пер.с франц.); В. Б - ъ, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1884, перев. сфранц.); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895);Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь М.,обращенная к англ. парламенту, 1644 г. ("Соврем. Обозрение", 1868, № 5).Ср. Маколей, "М." ("Светоч", 1860, № 11-и "Сочин.", т. 1); Ф. Ч.,"Публичные чтения в Киеве проф. Седина" ("Молва", 1857, № 9).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МИЛЬТОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.