МАЙОЛИКА
МАЙОЛИКА МАЙОЛИКА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МАЙОЛИКА

МАЙОЛИКА

МАЙОЛИКА
Майолика Майолика - итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда длядомашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения ивообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачноюглазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Название таких изделийпроизошло от о-ва Майорки (Maiolica - имя о-ва, смягченное итальянскимнародным произношением), откуда, в 1115 г., были впервые вывезеныгенуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританскиекерамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянскихгончаров образцами при их опытах производства М. Кроме этих образцов,между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированныечаще всего немногоцветными узорами и отсвечивающие на своей поверхностиметаллическим отблеском (rifletto, reflet) стали или меди, на развитиеМ. несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии,занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией иВостоком. Колыбелью итальянской М. может считаться Пиза, где впервыепоявились подражания арабским и персидским работам. Отсюда производствоМ. перешло прежде всего на берега р. Метауро, в урбинском герцогстве, изатем распространилось как в его столице и других городах, так и вразных, более или менее отдаленных от него, местах Апеннинскогополуо-ва. Вначале итальянские мастера изготовляли только так наз.полумайолику (mezzo-maiolica), т., е. предметы из красной глины,покрывавшиеся тонким слоем белой и, после первого их обжигания,получавшие разрисовку и свинцовую глазурь, за которыми следоваловторичное обжигание. Настоящая М. явилась тогда, когда стали употреблятьдля изделий желтоватую или беловатую глину и; вместо свинцовой поливы,покрывать ее глазурью из смеси окисей свинца и олова, которою ужепользовался для своих терракот знаменитый Лука делла-Poббиa. Развитию М.много способствовали быстро усилившийся запрос на нее в высших слояхобщества и покровительство, оказываемое ей владетельными особами,особенно урбинскими, феррарскими и флорентийскими герцогами, также общийподъем итальянского искусства в эпоху Возрождения. Период процветания М.продолжается с конца XIV по конец XVI ст. В эти два столетия онадостигает высокого совершенства в отношении форм изделий, блеска игармонии красок, качества поливы, вообще тонкости и изящества работы;занимающиеся ею мастера нередко выказывают себя истинными артистами;лучшие итальянские художники не гнушаются сочинять рисунки длявоспроизведения на сосудах. В особенности пользуются известностьюпродукты фабрик Урбино, Губбио, Кастель-Дуранте (ныне Урбании), Пезаро,Форли, Деруты, Каффаджоло, Фаэнцы, Феррары; сверх того, существовалимайоликовые мастерские в Сиенне, Фьезоле, Римини, Фабриано, Венеции,Падуе, Бассано, Витербо, Неаполе и мн. др. местах. Произведения однойместности отличаются от изделий другой преобладанием и любимымсочетанием известных красок, характером орнаментации, свойством поливы,цветом ее металлического рефлекса и т. п. признаками, по которымсовременные нам любители и собиратели М. распознают работы различныхфабрик и мастеров, независимо от марок, нередко встречающихся на этихпредметах. Так, например, мастера Губбио, в числе которых самымиискусными были Джорджио Андреоли, его братья, Салимбени и Джованни,обращали внимание больше всего на силу, а его сын, Виченцио, на гармониюкрасок, и щеголяли золотистыми и рубиновыми отблесками своих блюд сизображением нестрого нарисованных исторических сюжетов и бюстовкрасавиц (т. наз. amatorie - блюда, на которых посылались илиподносились в подарок сласти по случаю свадеб и др. торжеств). Напротивтого, фабрики Урбино, производившие М. в огромном количестве, котороерасходилось не только по всей Италии, но и в других странах Европы,славились изяществом форм роскошной посуды и художественностьюукрашающих ее рисунков, по большой части копий с композиций Рафаеля идр. знаменитых живописцев. Главные мастера здесь были ФранческоГардуччи, Асканио дель-фу-Гвидо, высокодаровитый Франческо Ксанто,семейство Фонтана и др. Рефлекс золотистого или рубинового цвета,нередко встречающийся на урбинским М., нежнее и чище чем тот, которогодостигали мастера Губбио. Изделия тосканского городка Каффаджолоузнаются по краскам: темно-синей, почти черной или воронова крыла,густой кобальтовой, а также ярко-желтой и оранжевой, гармонирующей ссиним цветом и выделяющейся на ярко-белом фоне . Изображения на этихизделиях состояли преимущественно в арабесках сначала восточногохарактера, а потом стиля Возрождения, в гербах, аллегорических фигурах иэмблемах и отчасти в религиозных сценах. Отличительными признаками М.пезарского происхождения (главные мастера - Джиронамо дел-де-Габбиче,его два сына, Бернардино Гальярдино и Якомо Ланфранко) преимущественнослужат желтая полива и лиловатый металлический отблеск . Здесь впервыестали изображать на чашах и блюдах бюсты и конные фигуры воинов,рыцарские сцены и портреты молодых женщин (amamorie). СпециальностьюКастельДуранте был глубокий голубой или золотисто-желтый фон, на которомизображались, преимущественно белою и серою красками, арабески,арматура, грифоны, сирены, амуры, густые гирлянды, пучки цветов и т. п.Из мастерской Деруты, устроенной учеником Л., делла-Роббиа, Антониемдель-Дуччьо, выходила посуда с рельефами, вазы в виде сосновых шишек,тонкие М., расписанные орнаментами и изображениями женских бюстов иисторических сюжетов; господствующими в ней красками были голубая илибистрового цвета, рефлексы - янтарные. Фаэнца отличалась легкостью своихизделий и превосходною, белою, блестящею их поливой; орнаментация ихсостояла по большой части в изящных арабесках, светлых на светлом,преимущественно лиловато-сером фоне . В середине XVI ст. манераисполнения и сюжеты фаэнцских М. несколько изменились, и они сталисильно походить на урбинские вследствие перехода в Фаэнцу тамошнихмастеров; желтого цвета с металлическим отблеском эта местность не зналадо конца. Производство прекрасных М. развивается, во 2-й половине XV в.,в Неаполе и его окрестностях (так назыв. абруццская школа). Из здешнихфабрик выдается над всеми достоинством своих работ основанная в Кастеллии управляемая талантливыми мастерами Нордо ди-Кастелли и АнтониусомЛоллусом. Последнему приписывают изобретение позолоты по фаянсу,заимствованное от него урбинскими и друг. итальянскими керамистами.После следовавшего затем продолжительного упадка, фабрика эта сновавозвышается в конце XVII в., благодаря трудам Джованни Груе, потомствокоторого поддерживает ее репутацию до самой средины XVIII ст. Из прочихпунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ееразнообразными изделиями особенно замечательны, в XVII ст., тарелки иблюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие при удареметаллический звук; края их украшены по большой части рельефнымиизображениями плодов и листьев, а дно - живописью, представляющейчеловеческие фигуры, иногда копии с картин Тициана и других живописцев.С начала XVIII ст., под влиянием вкуса времени, пристрастного к роскошии маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М. начинаетпадать повсеместно в Италии и превращаться из искусства в рутинноеремесло. Новейшие попытки возродить ее в этой стране не привели пока крезультатам, которые затмили бы достоинство старинных изделий того жерода и уменьшили бы их интерес в глазах любителей изящного. ПроизводствоМ. было занесено из Италии во Францию, где вообще, при королях ФранцискеI и Генрихе II, изготовление художественной посуды стояло очень высоко;но возникшие здесь майоликовые мастерские мало помалу были вытесненыфабриками фаянса. М. была известна также Швейцарии, Австрии, Германии иНидерландам; однако, нигде не достигала такого совершенства, как вклассической стране искусства. Образцы М. можно видеть в СПб., вОтделении Средних Веков и эпохи Возрождения Имп. Эрмитажа, а также вмузеях Имп. общества поощрения художеств и центрального училищаприкладного искусства бар. Штиглица. Ср. F. de Mely, "La Ceramiqueitalienne" и A. Genolini, "Maioliche italiane" (Милан, 1881). А. С - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МАЙОЛИКА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.