ЛЕСАЖ
ЛЕСАЖ ЛЕСАЖ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛЕСАЖ

ЛЕСАЖ

ЛЕСАЖ
Лесаж Лесаж (Allain-Rene Lesage) - знаменитый французский сатирик ироманист (1668 - 1747), бретонец по происхождению. Приехав в Париж дляизучения юриспруденции, он вел веселую жизнь и бывал в свете; это давалоему обширный материал для наблюдений, которым он воспользовался многолет спустя, когда, поглощенный трудом, появлялся только в cafe Procope,своего рода литературном клубе. Литературная деятельность Л. началасьпереводами и переделками с испанского. В драмах самого Л.: "Don FelixMendoce" и "Point d'honneur" испанское влияние еще сильно, но оноослабевает в дальнейшем творчестве сатирика. Начиная с драмы "Crispinrival de son maitre", Л. переходит к сатире нравов и становитсяобличителем современных ему пороков. Особенно резки его нападки нафинансистов и откупщиков, типичный представитель которых выведен взнаменитой комедии Л.: "Turcaret" (1709). Темный мир дельцов,беспощадных к своим жертвам, прикрывающих свое нравственное падениещедростью и благородством в обращении с светским и полусветскимобществом - все это чрезвычайно ярко освещено в комедии Л. Интересны вней также плутоватые лакеи, управляющие судьбой своих доверчивых хозяев;заимствованные у Мольера, они подготовляют тип классического героя Л. -Жиль Блаза. Лакеи Мольера, при всем своем остроумии, отличаютсятривиальностью стремлений и наклонностей; у Л. Фронтены, Криспены и т.д. - до некоторой степени представители демократического начала; онисознают свое умственное превосходство и стремятся силой ума завоеватьсебе земные блага, в которых им отказала судьба. Лучшие и вполнесамостоятельные произведения Л. - два романа: "Le Diable Boiteux" и "GilBlas". В первом (1709) дьявол Асмодей несется, вместе со студентомЛеандро, над городом и показывает ему внутренность домов, снимая с этойцелью их крыши. В калейдоскопе открывающихся таким образом зрелищразвертывается перед читателем широкая картина жизни, с ее переходами отрадостей к страданиям, от нищеты к роскоши, от счастья к горю иболезням. Еще шире захвачена жизнь в главном произведении Л., "ЖильБлазе". Целый ряд приключений заставляет испанского крестьянина ЖильБлаза жить среди неприглядного люда - грабителей и обманщиков,авантюристов и шарлатанов, странствующих актеров и других "picaro", т.е. мошенников. Ловкость и природный ум заменяет в этих людях стремлениек справедливости; но благодаря тому, что их жертвами являютсясебялюбивые и близорукие баловни судьбы, читатель чувствует симпатию кторжеству находчивости в борьбе с жизнью. Сатира Л. становится болееширокой и глубже захватывает жизнь общества во второй части "ЖильБлаза", появившейся в 1734 г. Бывший лакей является здесь умудренныйопытом, не попадается на удочку всякого авантюриста и быстро поднимаетсяпо общественной лестнице. Л. рисует жизнь такой, какова она вдействительности, перемешивая трогательное с комическим. Мораль Л.заключается в применении к обстоятельствам; житейская мудрость его такженепосредственна и неизменна, как вечны законы чувств и страстей.Последние книги романа написаны в ином тоне. Жиль Блаз не только умудренжизнью, но и пресыщен ею; он жаждет уединения среди природы и любимыхкниг, жаждет спокойного семейного очага: это - история семейной жизнисамого автора. Заключительные аккорды романа звучат примирением сжизнью, несмотря на все ее неприглядные стороны. Литературное значение"Жиль Блаза", помимо его художественных достоинств, заключается в том,что это первый реалистический роман, сменивший во Франции эручувствительных романов XVII в. См. E. Lintilhac, "Lesage" (в коллекции"Grands ecrivains francais"). З. В. Переводы сочинений Л.: А. Нартова, "Баккалавр саламанкский илипохождение дона Херубино де-ла-Ронда" (СПб., 1763; 2-е изд. 1784);"Похождения Естеванилла Гонзалеца, прозванного весельчаком" (СПб., 1765- 66); Ив. Кудрявцева, "Зулима или непорочная любовь" (СПб., 1768); Д.Щ., "Увеселительные приключения Гусмана д'Алфараша" (М., 1785); Дм.Мокеева, "Повесть о хромоногом бесе" (СПб., 1791; 2е изд. 1807); А. К.,"Гусман д'Алфараш, истинная гишпанская повесть" (М., 1804); Е. Шаврова,"Исторический, генеалогический, хронологический, географический атлас"(СПб., 1809); "Шалости забавного Гусмана, или каков в колыбельку, такови в могилку" (М., 1813); Вас. Теплова, "Похождения Жилблазаде-Сантилланы" (СПб., 1812 - 15); Пасынкова, "Хромоногий бес" (1832); В.Волжского, "Хромой бес" (1832); "Дон Жильблаз де Сантильяна, сынсолдата, человек прошедший все состояния" ("Зеленая Библиотека", изд. М.О. Вольфа, СПб., сокращ. перевод); Эмье, то же (М., 1871); Шлезингер, тоже (М., 1873); новейшее изд. "Жиль-Блаза" Л. Ф. Пантелеева (СПб. 1895);"Хромой черт" (М., 1874); "Тюркаре", комедия, перев. С. Боборыкиной("Вест. Европы", 1874, №11) и Шерстобитовой (изд. Ледерле, 1895).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛЕСАЖ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.