ЛЕННРОТ
ЛЕННРОТ ЛЕННРОТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛЕННРОТ

ЛЕННРОТ

ЛЕННРОТ
Леннрот Леннрот (Elias Lonnrot, 1802?84) ? выдающийся финский лингвист.Родился в крестьянской семье. С 1828 г., будучи еще студентом-медиком,начал свои странствования по Финляндии, с целью собирания древних рун ипроизведений народной поэзии. В 1829?31 гг. вышел сборник собранных импесен ("Kantele taikka suomen kansan"). Служа уездным врачом в Каяне, награнице с Архангельской губернией, он продолжал свои прежние труды;коллекция собранных им стихов все увеличивалась и доросла до так наз."Старой Калевалы", изд. финским литературным обществом в 1835 г. В 1836г. Л. совершил последнее путешествие до границ Лапландии, собрал, кромемагических рун, около 5000 пословиц, более тысячи загадок и ряд легенд ив 1840 г. издал "Kanteletar" ? сборник древних народных лирическихстихотворений с музыкальным приложением, в 1842 г. ? сборник пословиц("Suomen Kansan Sananlaskuja"), в 1844 г. ? сборник загадок ("S.K.arwoituksia"), в 1849 г. ? новую редакцию "Калевалы", значительнодополненную и литературно обработанную. С 1853 до 1862 г. Л. занималкафедру финского языка и словесности, позже работал над составлением иизданием финно-шведского словаря. Последнее его сочинение ? "Магическиеруны финского народа" ? вышло после его смерти, в 1887 г. Л. своейдеятельностью значительно поднял финское народное сознание,способствовал созданию финского литературного языка и изданием"Калевалы" ввел финское народное творчество во всемирную литературу.Э.В. Ленский (Александр Павлович) ? драматический артист, в 1876 г.вступил в труппу московского Малого театра; одно время играл аПетербурге. Лучшие роли его ? Чацкий, Дон-Жуан (в мольеровском"Дон-Жуане"), Петруччио (в "Укрощении Строптивой", Шекспира). Впоследнее время переходит на роли резонеров и комиков, как напр.Фамусова, Лыняева в ком. "Волки и овцы" и пр. Л. занимается такжескульптурой и очень искусно гримируется. В журнале "Артист" Л. напечаталнесколько статей, между прочим о гриме. Винчи (Lionardo da) - один из величайших представителей итальянскогоискусства эпохи Возрождения, живописец, скульптор, музыкант. поэт,архитектор и ученый. Родился в Винчи, близ Флоренции, в 1452 г. Он былсын некоего Пьеро, нотариуса синьории во Флоренции. Заметив чрезвычайныеспособности сына к живописи, отец отдал его в учение к Андреа Верроккио,одному из представителей Тосканской школы живописи. Вазари упоминает опервом живописном опыте В., о "Медузе", лежащей на земле среди множествагадов. Многие знатоки искусства полагают, что это та самая картина,которая в настоящее время находится во Флоренции, в Уффици, но Румор иКуглер склоняются к мнению, что флорентийская медуза есть только копия соригинального произведения В. На картине Верроккио: "Крещение Господа",один из ангелов написан В.; по преданию, передаваемому Вазари, старыймастер, увидевши себя превзойденным работой ученика, бросил будто быживопись. Как бы то ни было, но около 1472 г. В., которому было тогдалет двадцать, оставил мастерскую Верроккио и стал работатьсамостоятельно. К ранним произведениям его принадлежат два картона: наодном изображен Нептун среди бушующих волн, с нимфами и тритонами; надругом грехопадение Адама и Евы среди пейзажа, представляющего рай. Обэтих ранних произведениях трудно сказать что-либо определенное: они несохранились. Вообще большинство произведений, слывущих под именемЛионардо в музеях - либо копии, либо работы его учеников. Во всякомслучае о молодости В. имеется мало сведений; нормального ипоследовательного развития, столь заметного у Микеланджело и Рафаэля,нельзя проследить в жизни В. Приблизительно в 1480 г. он был вызван вМилан ко двору герцога Людовика Сфорцы, в качестве музыканта иимпровизатора. Ему было, однако, поручено основать в Милане академиюхудожеств. Для преподавания в этой академии В. составил трактаты оживописи, о свете, о тенях, о движении, о теории и практике, о движенияхчеловеческого тела, о пропорциях человеческого тела, Вазари упоминаеттакже о "Трактате о перспективе", который должен был служить вступлениемко всем сочинениям В. по живописи, и один экземпляр которого принадлежалБенвенуто Челлини. В. был красив собой, прекрасно сложен, обладалогромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховойезде, танцовании, фехтовании и пр. В качестве архитектора В. строилздания, особенно в Милане, и сочинил много архитектурных проектов ичертежей, специально занимался анатомией, математикой, перспективой,механикой; он оставил обширные проекты, как, напр., проект соединенияФлоренции и Пизы посредством канала; чрезвычайно смелым был его планподнятия древнего баптистерия С. Джиованни во Флоренции с цельювозвысить под ним фундамент и таким образом придать этому зданию болеевеличественный вид. Ради изучения выражений чувств и страстей вчеловеке, В. посещал самые многолюдные места, где кипела человеческаядеятельность, и заносил в альбом все, что ему попадалось; он провожалпреступников к месту казни, запечатлевая в памяти выражение мук икрайнего отчаяния; он приглашал к себе в дом крестьян, которымрассказывал самые забавные вещи, желая изучить на лицах их комическоевыражение. При таком реализме, В. был в то же время наделен в самойвысокой степени глубоким субъективным чувством, нежной, отчастисантиментальной мечтательностью. В некоторых его работах преобладает тоодин, то другой элемент, Но в главных, лучших, произведениях обаэлемента уравновешиваются прекрасной гармонией, так что, благодарягениальному замыслу и чувству красоты, они занимают ту высокую ступень,которая упрочивает за В. безусловно одно из первых мест в ряду великихмастеров новейшего искусства. Кроме указанных ранних произведений В.,следует еще упомянуть о двух потерянных портретах: Америго Веспуччи иСкирамуччио, а также о "Мадонне" (Madonne a la carafe), принадлежавшейпапе Клименту VII, которую Аржонвиль видел в Ватикане еще в серединеXVIII века. К той же эпохе жизни В. принадлежит и "Св. Семейство" -картина известная под названием "Vierge aux rochers" (Лувр). "Поклонениеволхвов", по всей вероятности, заканчивает этот первый период творчестваВ. Предполагают, что приблизительно в это время он побывал в Риме, гдебудто бы написал для церкви Сан-Онофрио "Мадонну". Из предприятий,исполненных В. по поручению Людовика Сфорцы, особенно замечательнаколоссальная конная статуя в память Франчески Сфорцы, вылитая из бронзы.Первая модель этого памятника нечаянно разбилась. В. вылепил другую, ностатуя не была отлита, вследствие недостатка в деньгах. Когда французы в1499 г. захватили Милан, модель послужила гасконским стрельцам мишенью.Точно также и другое великое произведение В., "Тайную вечерь", можносчитать почти несуществующим. Она написана на стене (в 28 футов втрапезе монастыря Санта Мария делле-Грацие. Из свидетельства Амморетиследует заключить, что эта картина была окончена в 1497 году. Ксожалению, В. исполнил ее красками, из которых некоторые оказались оченьнепрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, посвидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, еслибы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I,выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломивстену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы.Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу,окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь встене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина быланесколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после переходафранцузов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадитьтрапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на егоприказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочноеместо для сена. В настоящее время, когда это великое произведениепредставляет такую печальную развалину, к нему приставлен смотритель исделаны подмостки для зрителей. К счастью уцелели оригинальные картонынекоторых голов, а также и копии, снятые учениками мастера, отчасти подего непосредственным наблюдением. Копия М. Оджиона передающаяпроизведение В. в малом виде, находится в петербургском Эрмитаже.Картоны сохраняются отчасти в великогерцогском собрании в Веймаре,отчасти у частных лиц в Англии. Некоторые эскизы находятся ввенецианской академии, а первоначальный рисунок всей композиции - впарижском собрании оригинальных рисунков. По этим материалам сделаныбыли попытки воспроизвести "Тайную вечерь" в том виде, какой имела онавначале. К этим попыткам относятся: гравюра Моргена и картон Босси; сэтого картона сам Босси снял копии масляными красками, послужившуюобразцом для мозаики, находящейся в Августинской церкви в Вене. КопияФеррари находится в галерее герцога Лейхтенбергского в петербургскойакадемии художеств. Благодаря всем этим попыткам, мы можем иметь покрайней мере общее представление об этом великом произведении искусства. В. работал медленно и оставил много неоконченных вещей, чтообъясняется частыми перерывами в его художественной деятельности. Этипроизведения, в большинстве случаев, были оканчиваемы впоследствии егоучениками. Поэтому, картин, несомненно принадлежащих В., очень мало. Едва ли можно причислить к произведениям В. картины: "Vierge au hasrelief" (гал. лорда Монсона), "Скромность и Тщеславие" (дворецШьяра-Колонна, в Риме), три "Иродиады" (Вена), "Леда" (Берлин) и проч.Знатоки искусства признают подлинными только следующие произведения:"Тайная вечерь" (Милан), "Богородица и св. Анна", "Иоанн Креститель","Джоконда", "Бахус", "Vierge aux rochers", портрет Лукреции Кревелли (вЛувре); "Vierge a la carafe" (Ватикан): "Голова Медузы", "Поклонениеволхвов" (Уффици), "Мадонна с Младенцем" (Ваприо вилла Мельци), "МадоннаЛитта", "Св. Семейство" и портрет дамы (вероятно, Лукреции Кревелли, вЭрмитаже). Амброзианская библиотека в Милане обладает целой сериейвесьма интересных мелких набросков и рисунков, в числе которых особеннозамечательны портреты Людовика Сфорцы и его жены, а также несколькодругих портретов. В. умер в Клу, близ Амбуаза, во Франции, в 1519 г.Трогательный рассказ Вазари об его кончине на руках короля - вымышлен."Трактат о живописи" был издан несколько раз, сперва на итальянскомязыке, а потом на немецком, испанском и французском. Первое издание, порукописи библиотеки Барберини, появилось в Париже в 1651 г. подзаглавием: "Trattato della pittura con la vita dell istesso autorescritta da Rafaello da Fresne". Что касается до других рукописей В., тоони находятся в разных собраниях, общественных и частных. Самая ценнаяколлекция рукописей хранится в парижской национальной библиотеке (одинтом) и во французском институте (тринадцать томов). Эти рукописи быливзяты французами в 1796 г. из Амброзианской библиотеки. В 1881 г. ШарльРавессон Моллиен предпринял издание этих рукописей с фотографическимиfacsimile, буквальной транскрипцией, французским переводом, предисловиеми систематическим оглавлением. Последний, четвертый том вышел в 1889 г.Amoretti, "Memori storiche sulla vita, gli studjet le opere di L. da V."(1804); Brun, в "Kunst u. Kunstler" Dohm'a, 3 части); Muller-Walde, "L.da V. Lebensskizze etc." (Мюнхен, 1889); Вазари, "Библиография Л. да В."(т. 45 "Библиотеки для Чтения", 1841) и Э. Франтца, "Тайная Вечеря Л. даВ." (в "Вестнике Изящных Искусств", 1886). В. Чуйко. Ученые работы В. заключаются главнейшие в следующем. Он изобрел такназываемый овальный патрон, служащий для обтачивания эллипсовпроизвольного эксцентрицитета на токарном станке. Известно, что онзанимался различными вопросами механики, как можно судить по оставшимсяпосле него записным книжкам, заключающим много весьма разнообразногоматериала; но цельных сочинений по механике не осталось. Вентури в своем"Essai sur les ouvrages physicomathematiques de Leonard de Vinci"(Париж, 1797) указывает на то, что В. был известен закон возрастанияскорости свободно падающего тела. Либри, в своей "Histoire des sciencesmathematiques en Italie" (Париж, 1838 - 41) приписывает В. следующиеисследования: О падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжестипирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках; озаконах трения, и изобретения: динамометра, одометра, некоторыхкузнечных инструментов, лампы с двойным притоком воздуха; кроме того,Либри говорит, что В. написал сочинение по гидравлике. Ему приписываюттакже разъяснение видения предметов зараз двумя глазами, в отличие отрассматривания только одним. Д. Бобылев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛЕННРОТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.