ЛАВРОВ
ЛАВРОВ ЛАВРОВ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛАВРОВ

ЛАВРОВ

ЛАВРОВ
Лавров Лавров (Петр Лаврович) - философ позитивистического направления,русский эмигрант. Род. в 1823 г., окончил курс в артиллерийском училище,был преподавателем математики, помощником редактора "АртиллерийскогоЖурнала", в 1861 - 64 г. редактором выходившего тогда "Энциклопед.Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В концешестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал заграницу, где редактировал социалистические издания на русском языке.Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории,литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах игазетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии"(СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб.,1861); "Очерк истории физико-математических наук" (вып. 3, СПб., 1866; в"Мор. Сборнике" 1866 - 66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании);"Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб.,1874); "L'idee du progres dans l'anthropologie" (П., 1873); "Опытистории мысли нового времени" (т. 1, Женева, 1808); "Государственныйэлемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учениеантропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков,сенсуалистов,. Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль естьспециально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весьсвой материал из знания, верования и практических побуждений, но вноситво все эти элементы требование единства и последовательности. Всякоемышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, сзаконом причинности, связывающим явления, с другой - возможностьпостановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего,полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а длянас; следовательно, исходною точкою философского построения являетсячеловек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся вобщежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелоготеоретического мышления: знание. свободное сознательное творчествоискусства, критически объединяющее творчество философское.Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себенравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят донаучного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению;развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью и ставитего на высшую ступень в иepapxии наслаждений. Большинствоостанавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизньначинается в элементарной форме выработкою представления о личномдостоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочнуюоснову, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием ипотребность развиваться. По самой сущности этого процесса с нимнераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убежденияявляется требование нравственности общественной, заключающейся вукреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание задругими личностями человеческого достоинства и требование поступать сними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основнымипонятиями достоинства, развития, критического убеждения исправедливости. Для развитого человека они так же определенны иобязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формыпроявления, стремления и ослабления солидарности между сознательнымиорганическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животныеобщества, в которых особи выработали в себе некоторую степеньиндивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формычеловеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человекнадеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливоеобщежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремленияосуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усилениесознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивноедвижение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают субеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, естьпроцесс развития, обусловленный положительным или отрицательнымпроявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание законапоследовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисахсолидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждойэпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт отпереживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см.Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4); Д.Писарев, "Схоластика ХIX в." ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов,"Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П.Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А. А. Козлов, в "Знании"(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В.К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-е); Н. Г.Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 - 7, 26 - 31); J. Kolubowsky,"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛАВРОВ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.