ЛИТУРГИЯ
ЛИТУРГИЯ ЛИТУРГИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ
Литургия Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) - название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л.установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания ккоринфянам видно, что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви"или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение болеене существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь(Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св.Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных ипеснопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) имолитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялисьусмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносилмолитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время";писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л.импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский иЕпифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили,чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотренысоборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохраняласьапостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян.II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV)видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не былнаписан, а сохранялся в устном предании. Существует предание,принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Л. составленыбыли апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком(для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и непринадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менеенесомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей капостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древнийсписок Л. абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историюразвития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным,каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского иалександрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприанакарфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметноеразграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея иОригена (174 - 254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнегопроисхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й ихкниге; за исключением одной арианской вставки и упоминания обиподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть ик более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется вобъеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л.,получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждомклассе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большогочисла лиц научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийныестановятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф.Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианскоебогослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковнойцентрализации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместныхлитургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всейцеркви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, наВостоке, Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращениюобщеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийскомдревнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительносокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы),а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и ГригорийДвоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя вих состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли ихнеприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л.,сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем неменее во многих местностях, удаленных от церковно-административныхцентров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальныередакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно.Таковы Л. галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., даже римскаядо Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже языкЛ. западной был большей частью не лат., а греческий. Это объясняетсятем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, атакже тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено грекамии большая часть епископов на Западе в первые два века были греки попроисхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особыйзападный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. ВасилияВел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в томвиде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их,иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненнопредставляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшисьобщеупотребительной у греков, была принята также церквами всей римскойАзии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводахна местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой составмного молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л.Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста понекоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чинаЛ., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся кантиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытностьего в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработкаодной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Л. ВасилияВеликого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции какокончательный вид Л., под именем Л. константинопольской, сохранив,впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно кобстоятельствам времени. С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебнойвнешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя скаждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорическийсмысл. Прежде всего результатом такого стремления было установлениепроскомидии, в современном ее значении. Так как класс оглашенных в этовремя значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны большенадобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л.оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она становитсяпервой, начальной частью Л. В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германапроскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое еедействие получает аллегорическое значение. Просфора, из которойизвлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым онизвлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покровнад дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. поснятии с креста и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон, безучастия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л.верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., послевторого антифона, вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малыйвход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви,а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление вмир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения послеевангения, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за ней - ектенияоб оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малоговхода и до великого, получает символическое значение, изображаятрехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскойпеснию, внесенной в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше, тем большеобозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 510 г.,пение "Достойно есть яко воистину... " - с 980 г., пение "Да исполнятсяуста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция ЗлатоустовойЛ. установлена окончательно, и в этом виде перешла в Россию при митр.Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались,однако, и в последующее время. Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматьсясобиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученойобработкой, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Л.Ренодо насчитывает до 30, а Ниль - до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер в 1587):"Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудов см. вмонографии профессора А. Л. Катанского: "Очерк истории древнихнациональных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868 - 70 г.). Методиздания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологическийпорядок, другие - топографический, т. е. по местностям или церквам,третьи - по внутреннему сродству Л. Последний метод являетсягосподствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Л. "(СПб.: 1874 - 78). Все известные тексты Л. делятся, по этой системе, напять групп: 1) Л. иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольскихпостановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л.Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителяАрмении); 2) Л. александрийские (Л. эфиопского текста "апост.постановлений", Л. св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общаяабиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Несторияи др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испаноготская,галликанская позднейшая, медиоланская и др. ) 5) Л. западные римские(миссы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора - нынешняяЛ. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римскойцеркви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторыепамятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Л.ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, приближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четыремпервым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можнобыло бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л.Рима. Но мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятникисуществовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V иVI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католическойлитературой, составлявшейся под сильным влиянием личного творчестваримских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церквинаходятся в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л.сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чемстать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняетсявнесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л.иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным нетолько в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарийГригория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде(лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л.Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей,установления новых праздников и др. причин. С XI в., вследствиеустановившегося обычая совершать евхаристию на опресноках, в римской Л.не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действийи молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии.Появились различные чинопоследования миссы: для пап, для епископовразных степеней, для аббатов и простых священников, мисс приходской исоборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, совершаемых напрестолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времениреформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, итриентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Римекомиссия составила новый миссал, который буллой папы 1570 г. сделан былобязательным для всей римско-католической церкви (за исключением техстран, где местная Л. оставалась неизменной в течение 200 лет).Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII, в1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени.Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русскомпереводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составеримско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических(учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Даров),католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядкомчтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нетсвященной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия;вместо антиминса на престоле имеется лишь corporale - простой плат,который только благословляется (benedicitur), а не освящается(consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение,что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть толькопяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообщекатолическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двухчастей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию(introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие,чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие такназываемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый"канон" миссы - молитвы освящения даров и причащение. Из древних Л. однаныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это -"литургия преждеосвященных даров" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missapraesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. ГригорияДвоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточнымиписателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большейчастью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокойдревности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока иЗапада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...".Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриархуконстантинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав -константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появиласьна Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, всакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее одинраз в год - в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви идоселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров естьтакая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященныеуже раньше, на предшествовавшей Л., в виду необходимости устранитьрадостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаяннойскорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения,известные под именем "часов" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" ивечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л.преждеосвященных даров", Москва, 1850). Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году,кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершаетсяЛ. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать визвестные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десятьраз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великийчетверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявленияи в день памяти Василия - 1 января. Л. может быть совершаема лишь вхраме, и только в исключительных случаях - в обыкновенном доме, но неиначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кромеепископа или священника. Все многочисленные церковные постановленияотносительно Л. и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемомв конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных кнему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля впитейных домах. Н. Б - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛИТУРГИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.