ЛИКУРГ
ЛИКУРГ ЛИКУРГ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛИКУРГ

ЛИКУРГ

ЛИКУРГ
Ликург Ликург (LukourgoV). - Политическое устройство, господствовавшее вСпарте в течение нескольких веков, древние писатели единогласноприписывают законодателю Л., но относительно жизни и деятельности егосообщают самые разноречивые сведения. Все сходятся в том, что Л. был изцарского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанскихцарей, а также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относитЛ. ко времени Гераклидов, т. е. ко времени водворения дорян в Лаконии.По Геродоту, Л. дал законы в царствование своего племянника Леобота илиЛабота, 4-го царя из дома Алиадов; следовательно, Л. был младшим сыном2-го царя из этого дома, Агиса, и внуком Еврисеена, т. е. жил в конце XIили в начале Х в. По Павзанию, законодательство Л. относится кцарствованию Агезилая, внука Лабота. Большинство древних писателейотносило Л. к другому царскому роду, Еврипонтидов. Поэт Симонид называетего сыном 4-го царя из этого дома, Притана, и братом царя Евнома. Болеераспространенное, по словам Плутарха, предание считало его сыном Евнома;по другим источникам он является дядей Евнома или его внуком. Изразнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому,пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскимихронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчету началодеятельности Л. относилось к 884 г. до Р. Хр. По Геродоту, Л. издалзаконы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своегостаршего брата сделался, за малолетством его сына Лабота, правителемгосударства. По рассказам Плутарха. Л., преследуемый матерью малолетнегоцаря Харилая, решил, до достижения Харилаем совершеннолетия, покинутьродину и отправился путешествовать, прежде всего в Крит, где он изучилгосударств. устройство, перенесенное им в Спарту. Из Ионии Л. впервыевывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим даже виделся - с Гомером).Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица еще усилились,и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Л. задумализменить государственное устройство. Для этого он предварительно получилсогласие дельфийского прорицалища, затем заручился содействиемвлиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь.Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможностьпровести свои законы. Желая, затем, чтобы данное им государственноеустройство оставалось на веки неизменным, Л. отправился в Дельфы,клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, покаон не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполнеудачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будетоставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам,чтобы не освобождать сограждан от данной им клятвы, уморил себя голодом.Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Л. всепредписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Изпредшествовавшего государственного строя Л. сохранил только власть двухцарей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин(gerousia), обсуждавшим и решавшим все дела; ежемесячное народноесобрание (apella) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее правотолько принимать или отвергать решения герусии, а также избиравшеегеронтов и других должностных лиц. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров,имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V в.пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словамГеродота, возводили к Л., тогда как остальные авторы относили его кболее позднему времени. По общему мнению древних, Л. ввел в общественнуюжизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах,являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (jiditia) исуровую дисциплину в воспитании юношества. Ему же приписывалисьразличные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой исеребряной монеты, которое, однако, не могло иметь места в IX в., таккак серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII в., азолотая - еще позднее. Еще менее основательно мнение древних, будто Л.разделил всю Лаконику на 39000 равных участков: 9000 для спартиатов и30000 для периойков. Спартанцам тогда не принадлежала еще значительнаячасть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить вто время такого количества участков. Мера эта, очевидно, была приписанаЛ. лишь тогда, когда в III в. цари Агис IV и Клеомен III задумалипроизвести подобный раздел. Л., по словам Плутарха, запретил спартанцамиметь писанные законы: его законы были формулированы в виде краткихизречений, ретр (rhtrai), и заучивались наизусть. Одну из таких ретрсохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройствоСпарты, сводимое к одному Л., на самом деле образовалось путемпостепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодательявляется для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемымустроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, еще Гелланик,старший современник Фукидида, который, говоря о спартанскомгосударственном устройстве, совсем не упоминает о Л.; не упоминает о неми Фукидид. Обыкновенно полагают, что Л., хотя и пользовавшийся божескимипочестями - все же наполовину историческое лицо, деяния которого впредании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего онмало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Л. - забытое,очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранительправа и законности в государственной и общественной жизни. Когда вдругих греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и вСпарте бог-охранитель законов окончательно был низведен вчеловека-законодателя. Что Л. был первоначально богом, этоподтверждается тем, что героев (т. е. забытых богов) и божеств с этим жеи сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикойстранах - напр. Л., сын Алея, мифический царь аркадян; Л., сын Ферета,мифич. царь Немеи; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимовцелого ряда городов Аркадии. Л., царь фракийских эдонян, ярый противникДиониса и его исступленных спутниц, Мэнад, по всей вероятности такжеоднороден с древним лаконским и аркадским божеством (тожественным, можетбыть, с Наном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Такимобразом может быть разъяснена и связь между законами Л. и дельфийскимсвятилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория(LucwreioV), властвовавшего над Парнассом (носившим тоже названиеLucwreion), соседним с древней родиной спартанцев, Доридой, также какнад горой Lucaion, в соседстве с их новой родиной. Ср. Gilbert, "Sludienzur Altspartanischen Geschichte" (1872); Gelzer, в "Rhein. Museum f.Philol." (за 1873); Rohde, в "Rhein. Mus." (за 1881); H. Stein, "Kritikder Ueberlieferung uber Lykurg" (1884); Wilamowitz-Mollendorff, "Philol.Untersuchungen" (VII, 1884): Winicker, "Stand der lykurg. Frage" (1884);Bazin, "De Lycurgo" (1885); E. Meyer, в "Rhein. Mus." (1886 - 87);Busson, "Lycurgos and die grosse Rhetra" (1887). Р. Лепер.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛИКУРГ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.