ЛАМА
ЛАМА ЛАМА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛАМА

ЛАМА

ЛАМА
Лама Лама - слово тибетское (в дословном переводе - "небесная мать"),термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обетыбуддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XIили к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление с XIII в. В тупору титулом Л. именовались в Тибете только высшие жрецы, что и далоповод европейским ученым предполагать, будто слово Л. есть не более, кактибетская передача индийского: ачарья. Со времени реформы Цзонхавы,когда буддизм в Тибете разделился на две секты, Л., оставшиеся вернымистарому толку, стали именоваться "красношапочными" или, по-китайски,"красноплатьевыми" Л., цзонхависты же, по преимуществу называющие своюсекту ламаизмом - "желтошапочными" или "желтоплатьевыми" Л. В тибетскойи монгольской литературах встречается еще упоминание о "черношапочных" и"цветношапочных" Л.; первые - это Л., занимающиеся майей, о вторых женеизвестно ничего определенного. Впоследствии понятие о Л., как оверховном жреце и наставнике, совершенно утратилось в ламайском миреАзии, и Л. начали называть как в Тибете, так и в Монголии всякое лицо,принявшею на себя монашеские обеты. С этим же значением слово Л. перешлои к бурятам. Внешними отличительными признаками каждого Л. являетсяснятие волос с головы (некоторые их бреют, некоторые стригут подгребенку) и ношение длинного, широкого плата, перекидываемого черезлевое плечо и пропускаемого под правую мышку. Сословие Л. разделяется натри степени: гэлун, гэцул и баньди (у калмыков - маньчжи). У всехнародов, исповедующих ламаизм, Л. пользуются большим уважением, так какпочитаются представителями Будды на земле, могущими разрешить всякоесомнение верующего и направить его на путь истины. У современнойманьчжурской династии в Китае Л. также пользуются почетом ипривилегиями, в силу влияния их в буддийских странах, подвластныхманьчжурам. Русское правительство ограничило число Л., средиисповедующих ламаизм бурят и калмыков, определенными штатами; но так какламаиты всегда стараются обойти это постановление, то в среде ихпоявились так назыв. "штатные" и "нештатные" Л. Штатные Л. избавлены отвсякого рода повинностей и телесных наказаний. В предупреждение ламскихпоборов с народа, для хозяйства бурятских ламайских монастырейпримежевано из прилежащих к ним земель количество, сообразное с числомлиц, находящихся в монастыре по штату. У калмыков, в отличие от всехпрочих ламаитов, слово Л. употребляется исключительно как титулверховного жреца, являющегося непосредственным начальником всехламайских монастырей (хурулов) и духовных лиц в калмыцкой степи. Л.Избирается здесь народными представителями и акт его избранияпредставляется главным попечителем калмыцкого народа, через посредствоастраханского губернатора, министру внутренних дел, на Высочайшееутверждение. При управлении Л. калмыцкого народа имеются особыеписьмоводитель, переводчик и писец, состоящие на жаловании русскогоправительства. Сам Л. также получает содержание, в количестве 700 р. с.На обязанности Л. калмыцкого народа состоит: а) наблюдение заблагоустройством хурулов и нравственностью состоящего при оныхдуховенства; б) попечение о способах содержания хурулов, безвымогательства и притеснения калмыков; в) дела по возведению в духовноезвание и неправильному его присвоению и г) дела о несогласиях супругов,разбор степеней родства и вообще бракоразводные дела калмыков. А. П.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛАМА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.