ЛЖЕДИМИТРИЙ
ЛЖЕДИМИТРИЙ ЛЖЕДИМИТРИЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛЖЕДИМИТРИЙ

ЛЖЕДИМИТРИЙ

ЛЖЕДИМИТРИЙ
Лжедимитрий Лжедимитрий I - царь московский (1605 - 1606). Происхождение этоголица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевичаДимитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными ивряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянииисточников. Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлениив Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах егоисторию следующим образом. Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкогосына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах убояр Романовых и у кн. Бор. Черкасского; затем, навлекши на себяподозрение царя Бориса, он постригся в монахи и, переходя из одногомонастыря в другой, попал в Чудов м-рь, где его грамотность обратилавнимание патр. Иова, взявшего его к себе для книжного письма; похвальбаГригория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, ипоследний приказал сослать его под присмотром в Кириллов м-рь.Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром,и, вернувшись вновь в Москву, в 1602 г. бежал из нее вместе с некимИнок. Варлаамом в Киев, в Печерский м-рь, оттуда перешел в Острог к кн.Константину Острожскому, затем поступил в школу в Гоще, и наконецвступил на службу к кн. Ад. Вишневецкому, которому впервые и объявил освоем якобы царском происхождении. Этот рассказ, повторенный позднее иправительством царя Василия Шуйского, вошедший в большую часть русскихлетописей и сказаний и основанный главным образом на показании или"Извете" упомянутого Варлаама, был сперва всецело принят и историками.Миллер, Щербатов, Карамзин, Арцыбашев отожествляли Л. с ГригориемОтрепьевым. Из новых историков такое отожествление защищают С. М.Соловьев и П. С. Казанский - последний, однако, не безусловно. Уже оченьрано возникли сомнения в правильности такого отожествления. Впервыеподобное сомнение было высказано в печати митроп. Платоном ("Краткаяцерковная история", изд. 3-е, стр. 141); затем уже более определенноотрицали тожество Л. и Отрепьева А. Ф. Малиновский ("Биографическиесведения о кн. Д. М. Пожарском", М., 1817), М. П. Погодин и Я. И.Бередников ("Ж. М. Н. Пр.", 1835, VII, 118 - 20). Особенно важны были вэтом отношении работы Н. И. Костомарова, убедительно доказавшегонедостоверность "Извета" Варлаама. Костомаров предполагал, что Л. могпроисходить из зап. Руси, будучи сыном или внуком какого-нибудьмосковского беглеца; но это лишь предположение, не подтвержденноеникакими фактами, и вопрос о личности первого Л. остается открытым.Почти доказанным можно считать лишь то, что он не был сознательнымобманщиком и являлся лишь орудием в чужих руках, направленным книзвержению царя Бориса. Еще Щербатов считал истинными виновникамипоявления самозванца недовольных Борисом бояр; мнение это разделяетсябольшинством историков, причем некоторые из них немалую роль вподготовке самозванца отводят полякам и, в частности, иезуитам.Оригинальный вид приняло последнее предположение у Бицына (Н. М.Павлова), по мнению которого было два самозванца: один (ГригорийОтрепьев) был отправлен боярами из Москвы в Польшу, другой - подготовленв Польше иезуитами, и последний-то и сыграл роль Димитрия. Это чересчурискусственное предположение не оправдывается достоверными фактамиистории Л. и не было принято другими историками. То обстоятельство, чтоЛ. вполне владел русским языком и плохо знал латинский, бывший тогдаобязательным для образованного человека в польском обществе, позволяет сбольшой вероятностью предположить, что по происхождению Л. был русский.Достоверная история Л. начинается с появления его в 1601 г. при дворекн. Конст. Острожского, откуда он перешел в Гощу, в арианскую школу, азатем к кн. Ад. Вишневецкому, которому и объявил о своем якобы царскомпроисхождении, вызванный к этому, по одним рассказам, болезнью, подругим - оскорблением, нанесенным ему Вишневецким. Как бы то ни было,последний поверил Л., равно как и некоторые другие польские паны, темболее, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Л.мнимоубитого царевича. Особенно близко сошелся Л. с воеводойсандомирским, Юрием Мнишеком, в дочь которого, Марину, он влюбился.Стремясь обеспечить себе успех, Л. пытался завести сношения с королемСигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польскихдоброжелателей, рассчитывал действовать через иезуитов, обещая последнимприсоединиться к католичеству. Папская курия, увидав в появлении Л.давно желанный случай к обращению в католичество московскогогосударства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони, войти в сношенияс Л., разведать его намерения и, обратив в католичество, оказать емупомощь. В начале 1604 года Л. в Кракове был представлен нунцием королю;17 апреля совершился его переход в католичество. Сигизмунд признал Л.,обещал ему 40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступилна его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. За это Л.обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московскомгосударстве католицизм. Вернувшись в Самбор, Л. предложил руку МаринеМнишек; предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которойобязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владениеВел. Новгород и Псков, причем эти города должны были остаться за Маринойдаже в случае ее неплодия. Мнишек набрал для будущего зятя небольшоевойско из польских авантюристов, к которым присоединились 2000малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Л. 15августа 1604 г. открыл поход, а в октябре перешел московскую границу.Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство Годуновым сразу дали себязнать. Моравск, Чернигов, Путивль в др. города без боя сдались Л.;держался только Новгород-Северский, где воеводой был П. Ф. Басманов.50000 московское войско, под начальством Мстиславского, явившееся навыручку этого города, было на голову разбито Л., с его 15000 армией.Русские люди неохотно сражались против человека, которого многие из нихв душе считали истинным царевичем; поведение боярства, которое Борис припервых вестях о Л. обвинил в постановке самозванца, усиливалоначинавшуюся смуту: некоторые воеводы, выступая из Москвы, прямоговорили, что трудно бороться против прирожденного государя. Большинствополяков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Л., но за ток нему явилось 12000 казаков. В. И. Шуйский разбил 21 янв. 1605 г. Л.при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадойРыльска и Кром, а тем временем Л., засевший в Путивле, получил новыеподкрепления. Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал квойску П. Ф. Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедронагражденного; но и Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты.13 апр. умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым воглаве, перешло на сторону Л. 20 июня Л. торжественно въехал в Москву;провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше былубит посланными Л., вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру егоКсению Л. сделал своей любовницей; позднее она была пострижена. Черезнесколько дней после въезда Л. в Москву обнаружились уже замыслы боярпротив него. В. И. Шуйский был уличен в распускании слухов осамозванстве нового царя и, отданный Л. на суд собора, состоявшего издуховенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Л.заменил ее ссылкой Шуйского, с двумя братьями, в галицкие пригороды, азатем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения ибоярство. Патр. Иов был низложен и на место его возведен архиепископрязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Л. на царство. Какправитель, Л., согласно всем современным отзывам, отличался недюжиннойэнергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами икрайне высоким понятием о своей власти. "Остротой смысла и учениемкнижным себе давно искусив", говорит о нем кн. Хворостинин и прибавляет:"самодержавие выше человеческих обычаев устрояя". Он переустроил думу,введя в нее, в качестве постоянных членов, высшее духовенство; завелновые чины по польскому образцу: мечника, подчашия, подскарбия; принялтитул императора или цезаря; удвоил жалованье служилым людям; старалсяоблегчить положение холопов, воспрещая записи в наследственноехолопство, и крестьян, запрещая требовать обратно крестьян, бежавших вголодный год. Л. думал открыть своим подданным свободный доступ в зап.Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Он мечтал составитьсоюз против Турции, из императора германского, королей французского ипольского, Венеции и московского государства; его дипломатическиесношения с папой и Польшей были направлены главным образом к этой цели ик признанию за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд,рассчитывавшие видеть в Л. покорное орудие своей политики, сильноошиблись в расчетах. Он держал себя вполне самостоятельно, отказалсявводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина, поприбытии в Россию, наружно исполняла обряды православия. Довольноиндифферентный к различиям религий, в чем может быть сказалось влияниепольского арианства, он избегал, однако, раздражать народ. Равнымобразом Л. решительно отказался делать какие-либо земельные уступкиПольше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь.Отступления от старых обычаев, какие допускал Л. и какие стали особенночасты со времени прибытия Марины, и явная любовь Л. к иноземцамраздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, нонародные массы относились к нему доброжелательно, и москвичи самиизбивали немногих говоривших о самозванстве Л. Последний погибисключительно благодаря заговору, устроенному против него боярами и воглаве их - В. И. Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьбаЛ. Еще 10 ноября 1605 г. состоялось в Кракове обручение Л., которогозаменял в обряде посол московский Власьев, а 8 мая 1606 г. в Москвесовершился и брак Л. с Мариной. Воспользовавшись раздражением москвичейпротив поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разныебесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат,объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы наполяков, сами прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Л. пыталсясначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но последние, под давлениембоярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народуобъявили, что, по словам царицы Марии, Л. был самозванец; тело егосожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда онпришел. Литература. Миллер, "Sammlung Russ. Geschichte"; Щербатов, "Росс.Ист." (VIII); Карамзин, "История Г. P." (XI); Арцыбашев, "Повествованиео России" (кн. V); Погодин, "Историко-критические отрывки" (I, М.,1846); Соловьев, "История России" (VIII); Костомаров, "Кто был первыйЛжедимитрий?" (СПб., 1864) и "Смутное время московского государства"(тт. IV, V и VI "Историч. монографий"); Бицын (Н. М. Павлов), "Правда оЛжедимитрии", в "Дне" 1864 г., и полнее в "Русском Архиве" 1886 г., № 8(здесь перепечатана и полемика его с Костомаровым); Добротворский, "Ктобыл первый Лжедимитрий" ("Вестник Зап. России", 1866, №6); Казанский,"Исследование о личности первого Лжедимитрия" ("Русский Вестник", 1877,№№ 8, 9 и 10); Белов, "Об историческом значении русского боярства доконца XVII в." (СПб. 1886); Левитский, "Из истории Лжедимитрия I. Где,когда и кем был обращен в католичество Л. ?" ("Христианское Чтение",1883, №№ 9 - 10); его же, "Лжедимитрий I, как пропагандист католичествав Москве" (СПб., 1886); Pierling, "Rome et Demetrius" (Пар., 1878);БестужевРюмин, "Обзор событий смутной эпохи" ("Ж. М. Н. Пр." 1887, №7);Платонов, "Древнерусские повести и сказания о смутном времени" (СПб.,1888); Иконников, статьи в "Kиев. Унив. Известиях" (1885 г., №№ 2 и 3;1889, №№ 5 и 7); Иловайский, "Русс. История" (т. III). В. М - н.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛЖЕДИМИТРИЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.