КРАНАХ
КРАНАХ КРАНАХ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КРАНАХ

КРАНАХ

КРАНАХ
Кранах Кранах (Cranach) - прозвище двух нем. художников, настоящая фамилиякоторых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). 1) Лукас К.Старший, знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхнейФранконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образованиеон получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие -неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцемкурфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище К. и возвел его вдворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил вНидерланды и написал там портрет молодого принца Карда, впоследствииимператора Карла V. Принимая горячее участие в реформационном движении,бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства ираспространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. ПреемникиФридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный,относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом,он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1619 г. и 1537 г.был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрстуИоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал вВеймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения К., относящиеся краннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1620 г., долгоевремя приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути вЕгипет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии вTopгay, а также некоторые образа в других церквах и картины в разныхнемецких музеях). В них видна зависимость художника от франконскойшколы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих егоработах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел изолотист. Произведения К., относящиеся к 1520-1830 гг., имеют переходныйхарактер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам какпо его собственным произведениям, так и по работам его учеников иподражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатогорисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полныблагородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с ихузкими тальями, четырехугольными годовыми и косыми глазами, далеко неподходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполнеудовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива. и несмелыйприем прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаютсяпонятностью его сочинения и привлекательностью наивнопоэтическогопонимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшимчислом фигур. Портреты К., по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин К.,сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (вцеркви св. Такова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (вмюнхенском пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе);"Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп.Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древомпознания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах),истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом"(в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции К.имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духепротестантства. Из мифологических произведений К. "Венера с Амуром","Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или тольковышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писалтакже жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы К., большого ималого размера, распространены во многих коллекциях. Каковы, напр.,портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала АльбрехтаБранденбургского (в Имп. Эрмитаже, №462) и "Сибиллы, курфюрстиныСаксонской" (там же, № 461). Очень немногочисленные гравюры К. на меди(например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст)свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротивтого, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. К.в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и севернойГермании. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821);Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871,3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. В. Linden,"Lucas Cr." (Лпц., 1883). 2. Лукас К. Младший (1515-1586), сын и ученикпредыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабеечем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения К. Младшегонаходятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшееиз них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее. А. Н-в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КРАНАХ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.