КОРРЕДЖО
КОРРЕДЖО КОРРЕДЖО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КОРРЕДЖО

КОРРЕДЖО

КОРРЕДЖО
Корреджо Корреджо (Correggio), собственно Антoниo Аллегри (Allegri),прозванный К. по месту своего рождения (в Моденской обл.) - знаменитыйитал. живописец (1494 - 1534). Первоначальное художественное образованиеполучил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а вдальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как отом сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о первой поре егожизни. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетилМантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имелвлияние Лоренцо Лотто. С достоверностью известно, что в 1514 г. оннаходился снова в Корреджио, где к следующем году окончил исполнениемдля тамошнего монастыря миноритов "Мадонну со св. Франциском",находящуюся ныне в дрезденской галерее и напоминающую, внешнимпостроением своих групп, манеру XV в, Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, ноуже отличающуюся большею свободою движений, живостью концепции,правильностью рисунка, силою и гармониею красок. Исходя от этого,исторически признанного подлинным, произведения К., новейшаяхудожественная критика приписывает этому художнику следующие "Мадонны",предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици,во Флоренции, и в городских музеях Пaвии и Милана. Ко времени пребыванияАллегри в Корреджио (до 1510) относятся: "Бегство в Египет" (в галерееУффици), "Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом" (в Гамптонкортскомсобрании) и "Четыре святых" (у лорда Ашбуртона). Около того же времени(после 1514) он, вероятно, участвовал, вместе с другими художниками, висполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы ДжампьетроГонзаги. В 1518 г. он переселился в Парму, где получил от образованной вдухе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один изее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, онизобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах - купидонов, играющихс охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась ужепрелесть и грация его кисти. Возвратившись на коротай срок в Корреджио,где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы вПарме, из которых особенно замечательны по исполнение фрески купола ипандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть "КоронованияБогоматери" снята с первоначального места и хранится в пармскойбиблиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведениенового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняетматериальные, архитектурный преграды, и зрителю, находящемуся внизу, подкуполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытымнебом. Одновременно с этой работой К. исполнил фрески "Благовещение" (вцрк. св. Марии-Аннунциаты) и "Мадонна делла-Скала" (ныне в пармскойпинакотеке; первоначально помещалась над городскими воротами). Успехэтих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма. Фрескихора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 -1530 гг.) "Взятие Богоматери на небо", - произведение, хотя и неотличающееся правильностью рисунка, однако, могущее считаться, стехнической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время онооказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себепонятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этогопроизведения - в Имп. Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы,писанных К. в раннюю пору его деятельности, первое место должно бытьотведено "Обручению св. Екатерины", в котором полнейшим образомвыразились пленительная грация и нежность его кисти. Повторение этойкартины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациознаяМадонна К., известная под названием "Цыганки" (La Zingarella) и "Мадоннас кроликом". К этому же периоду относятся "Христос, являющийся МарииМагдалине в виде садовника" (в мадридском музее) и "Мадонна с корзиной"(в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль К.выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежною и, вместе стем, сочною, а светотень дошла до верха совершенства; стала наполнятькартины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайноюпрозрачностью теней. К этому времени относятся: "Мадонна, кормящаяМладенца грудью" (в Ими. Эрмитаже и в будапештской галерее), "Христос вГефсиманском саду" (в Апслейгоузе), "Мученическая кончина св. Плакидия"и "Положение во гроб" (в пармской пинакотеке). Гений художника ещеполнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи:"Рождество Христа" или так назыв. "Ночь" (для црк. св. Проспера вРеджо); "Мадонна с св. Севастианом" (исполненная для моденского собора)и "Мадонна со св. Георгием". С этими тремя перлами живописи могутсоперничать корреджиевские "Мадонна со св. Иеронимом" (в пармскойпинакотеке), прозванная "Днем", по причине неподражаемого блеска своеготеплого, солнечного колорита; "Юпитер и Антиопа" (в луврском музее вПариже), "Школа Амура" (в национальной галерее, в Лондоне), "Ганимед","Ио и Юпитер" (в Вене), "Даная" (в галерее Боргезе, в Риме), "Леда" (вберлинской галерее) - произведения, не только замечательные своимтехническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивнойчувственности. Два аллегорических изображения: "Триумф добродетели" и"Порок управляемый страстями", писанные гуашью и находящиеся в луврскоммузее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности К. Потерявсвою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой веквдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стильнашел последователей не столько среди живописцев, непосредственноследовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Есликомпозицию К. можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, еслимотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы головусловны, жеманны в своей самодовольной улыбке, - все эти недостаткивыкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в которому него не было соперников, а именно - чарующим светом, который проницаетв самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе снеподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвелиК. место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонтеитальянского искусства. Ср. Pungileoni, "Memorie istoriche di Ant.Allegri" (Парма, 1817, 3 т.); Bigi, "Notizie di A. Allegri" (Модена,1873); Jul. Meyer, "Correggio" (Лпц., 1871); Mignaty, "Le Corrйge, savie et son oeuvre" (2 изд., Пар., 1885); Lermolieff, "KuustkritischeStudien ьber italienitshe Malerei" (Лпц., 1890 - 93). А. H - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КОРРЕДЖО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.