КОРОЛЕНКО
КОРОЛЕНКО КОРОЛЕНКО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КОРОЛЕНКО

КОРОЛЕНКО

КОРОЛЕНКО
Короленко Короленко (Владимир Галактионович) - выдающийся современныйбеллетрист. Род. 15 июня 1853 г. в Житомире. По отцу он старогоказацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его,занимавший разные должности в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкоюнравственной чистотою. В главных чертах сын обрисовал его в полуавтобиографической повести: "В дурном обществе", в образеидеально-честного "пана-судьи". Детство и отрочество К. протекли наВолыни, в своеобразной обстановке маленьких городков, где сталкиваютсятри народности: польская, украинско-русская и еврейская и где бурная идолгая историческая жизнь оставила ряд воспоминаний и следов, полныхромантического обаяния. Все это, в связи с полупольским происхождением,наложило неизгладимую печать на творчество К. и ярко сказалось в егохудожественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями -Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороныобеих национальностей: польская колоритность и романтичность иукраинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествампришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли70-х годов. К. окончил курс в ровенском реальном училище, в 1870 г. Незадолго доэтого умер идеально-бескорыстный отец, оставив многочисленную семьюпочти без всяких средств, и когда в 1871 г. К. поступил в спб.технологически инст., ему пришлось вынести самую тяжелую нужду. В 1872г., благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться вМоскву и поступить стипендиатом в петровскоразумовскую земледельческуюакд. В 1874 г., за подачу от имени товарищей коллективного прошения, онбыл исключен из акд. Поселившись в СПб., К. вместе с братьями добывалсредства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца70-х годов К. подвергается аресту и ряду административных кар,закончившихся тем, что, после нескольких лет ссылки в Вятской губ., он вначале 80-х годов поселен в восточной Сибири, в 300 верстах за Якутском.Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и даламатериал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирскойтайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полнаяприключений жизнь бродяг, типы правдоискателей, рядом с типами людейпочти озверевших - все это художественно отразилось в превосходныхочерках К. из сибирской жизни: "Сне Макара", "Записках сибирскоготуриста", "Соколинце", "В подследственном отделении". автор почти неостанавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его попреимуществу в его наиболее величавых или оригинальных проявлениях. В середине 80-х гг. К. разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде,и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжскаяжизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя иневежества - и это нашло свое отражение в рассказах К.: "На солнечномзатмении", "За иконой", "Река играет", в полу этнографических"Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу, подзагл.: "В голодный год" (СПб., 1893). Эта книга явилась результатомэнергической деятельности К. по устройству бесплатных столовых дляголодающих в Нижегородской губ. Газетные статьи его об организациипомощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практическихуказаний. В 1894 г. К. ездил в Англию и Америку и часть своихвпечатлений выразил в очень оригинальной повести "Без языка" ("Русск.Богат.", 1895, № 1 - 3), несколько сбивающейся на анекдота, но в общемнаписанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. С 1895 г. К. состоитиздателем "Русского Богатства" - журнала, к которому он теперь примкнулокончательно. Прежде, его произведения чаще всего печатались в "РусскойМысли". К. начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, нобольшою публикою не был замечен. Его первая повесть - "Эпизоды из жизниискателя" появилась в "Слове". Сам автор, очень строгий к себе ивносящий в собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, невключил в них "Эпизодов". А между тем, не смотря на большиехудожественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, какисторическое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскуюмолодежь 70-х гг. В рассказе нет ничего напускного: это не щеголяньеальтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. Вэтом настроении - источник всей дальнейшей деятельности К.,отличительная черта которой - глубокая любовь к людям и стремлениедоискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какойбы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейскойгрязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человекето, что, в pendant Гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать dasewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в "СнеМакара", которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшимиочерками и корреспонденциями, К. вторично дебютировал в "Русские Мысли"1885 г. В почти совсем объякутившемся жителе затерянной под полярнымкругом сибирской слободы, официально считающемся христианином, но насамом деде и Бога представляющем себе в якутском образе Великого Тойона,автор успел заметить тлеющую божественную искру и так осветил темнуюдушу дикаря, что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор,отнюдь не прибегая к идеализации. Он не скрыл ни одной плутни и ни однойпроделки Макара, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрыйдруг, знающий, что не в испорченности Макара - источник его отступленийот правды. Успех "Сна Макара" был огромный. Превосходный, истинно поэтическийязык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе стем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообщесоставляет одну из сильнейших сторон художественного дарованияКороленка) - все это, в связи с основною гуманною мыслью рассказа,произвело чарующее впечатление на читающую публику, и молодому писателюсразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна изхарактернейших сторон успеха, выпавшего как на долю "Сна Макара", так идругих произведений К. - это его всеобщность; так, не только самыйобстоятельный, но и самый восторженный этюд о К. принадлежит критику"Моск. Ведом.", Ю. Николаеву, известному своею ненавистью ко всему"либеральному". Вслед за "Сном Макара" появился рассказ "В дурномобществе" - тоже одно из лучших произведений К. Рассказ написан вромантическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из общего склададуши автора. Действие опять происходит в такой среде, где только оченьлюбящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - всборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся вразвалинах старого замка одного из волынских городков. Они всепреисправно воруют и пьянствуют, но все же сын "пана судьи", случайносблизившийся с "дурным обществом", ничего дурного не вынес из него,потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Образмаленькой страдалицы Маруси, из которой "серый камень", т. е.подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиямновейшей русской литературы, и смерть ее описана с тою истинноютрогательностью, которая дается только немногим избранникамхудожественного творчества. По романтическому тону и месту действия крассказу "В дурном обществе" близко примыкает полесская легенда "Лесшумит". Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольнобанальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах хлоп. Ноподробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекраснакартина волнующегося перед бурей леса. Выдающееся умение К. описыватьприроду сказалось здесь во всем блеске. Он воскресил совсем былоисчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева, пейзаж.Меланхолия чужда К. : из созерцания природы он извлекает то же бодрящеестремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляютосновную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия,рассказам Короленка принадлежат еще "Слепой музыкант" (1887), "Ночью"(1888) и рассказ из еврейской жизни: "Йом-Кипур". "Слепой музыкант"написан с большим искусством, в нем много отдельных хороших страниц, но,в общем, задача автора - дать психологический очерк развитая услепорожденного представлений о внешнем мире - не удалась. Дляхудожества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, длянауки - слишком много художества. По истине благоухающее впечатлениепроизводит рассказ "Ночью", почему-то мало известный читающей публике.Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы споразительною наивностью. Такой тон создается только с помощью качества,драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художниквоссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств инастроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказефигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачносправившемуся с тяжелыми родами нового ребеночка, это кажется простымфизиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад притаком же "простом" физиологическом акте потерял жену, и жизнь егоразбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень "просто".И автор этого не думает. И для него смерть и рождение, как и всечеловеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого ирассказ весь проникнуть веянием чего-то таинственного и неизведанного, кпониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределеннымипорывами сердца. В ряду сибирских рассказов К., кроме "Сна Макара", заслуженноюизвестностью пользуются "Из записок сибирского туриста", с центральноюфигурою "убивца". "Убивец" - человек необычного душевного склада; онправдоискатель по преимуществу, и не удовлетворяет его справедливость,достигнутая путем пролитая крови. Мечется в страшной тоске "убивец" и неможет примириться с коллизией двух одинаково-священных принципов. Та жеколлизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа "Впасхальную ночь". автор вовсе не имеёт намерения осуждать тот порядок,по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он толькоконстатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что вночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имязакона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя незаявившего. Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менеебесстрастным художником является К. и в превосходном рассказе осибирских тюрьмах - "В подследственном отделении". В необыкновенно яркойфигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор с полной объективностьюотнесся. к той "народной правде", пред которою так безусловнопреклоняются многие из ближайших автору до общему строю миросозерцаниялюдей. Переселившись на Волгу, К. побывал в Ветлужском крае, где наСвятом озере, у невидимого Китеж-града, собираются правдоискатели изнарода - раскольники разных толков - и ведут страстные дебаты о вере. Ичто же вынес он из этого посещения? (рассказ: "Река играет"). "Тяжелые,не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, отневидимого, но страстно взыскуемого народом града... Точно в душномсклепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессоннуюночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосомзаупокойные молитвы над уснувшею на веки народною мыслью". К. всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшеюна веки. Другой рассказ из волжской жизни - "На солнечном затмении" -заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые таквраждебно отнеслись к "остроумам", приехавшим наблюдать затмение,прониклись истинным удивлением пред наукою, столь мудрой, что даже путиГосподни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: "когда жеокончательно рассеется тьма народного невежества" слышится не уныние, ажелание скорейшего осуществления заветных стремлений. Вера в лучшеебудущее составляет вообще основную черту духовного существа К., чуждогоразъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного. Это его резкоотличает от двух сверстников его - Гаршина и Чехова. Очерки и рассказыК. собраны в 2 книжках, из которых 1-я с 1886 (М., изд. "Рус. Мысли")выдержала 6 изд., а вторая, с 1893 г. - 2 изд. В эти сборники не вошли,кроме ранних произведений, довольно большие повести "Прохор и студенты"("Русская Мысль" 1887 г., № 1 и 2) и "С двух сторон" (там же, 1888 г.,№11 и 12). "Слепой музыканты" с 1887 г. выдержал 3 изд. В Лондоне напеч."Чудная" (1893) и "Воспоминания о Н. Г. Чернышевском" (1894). Много развыходили в народных изданиях некоторые отдельные рассказы К. В числе их"Невольный убийца" (Убивец) издан спб. комитетом грамотности,присудившим автору в 1895 г. большую зол. медаль имени Погоского.Значительное число рассказов К. переведены на английский, немецкий,французский и славянский языки. О К. писали К. К. Арсеньев ("Крит.опыты", т. II); В. А. Гольцев ("Артист", 1895 г., № 45); Д. С.Мережковский ("Сев. Вестн.", 1889 г., № 5); К). Николаев(Говоруха-Отрок), в "Русск. Обозр." (1893 г. и отд., М. 1893); АльфредРамбо, в "Jour. des Debats" (1894 г., январь); А. М. Скабичевский в"Истории новой русской литературы" (2-е изд. 1894 г.). С. Венгеров.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КОРОЛЕНКО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.