КОМПОЗИЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ
Композиция Композиция - в начертательных искусствах, сочинение художником егопроизведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения,скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок,орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которыееще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) изних, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отраслиискусства, органического целого, определенно выражающего задуманное имсодержание. Установить более или менее точные правила для художественнойК., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господстваакадемического классицизма, невозможно, потому что наше представление обизящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту,народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можноуказать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие неиз каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведенийискусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как вовсех других областях, подобные произведения не составляют продуктаправил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничегони недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имелаправо на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы всечасти согласовались между собой, были подчинены одной, главной, исодействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо,чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевалосущественное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современныехудожники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К.,как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению еесодержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец,должен помнить, что материал для его творчества заключается единственнов природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан неприбавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого вдействительности. Все, что дозволительно для него при воспроизведенииэтих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторыхслучаях, требуется как необходимое условие, это - устранение случайныхчерт, без которых не обходится ничто в природе, и которые, однако,способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. Темменее рационально будет, со стороны художника, если он, для передачисвоих идей, станет изобретать совершенно произвольные, фантастическиеобразы: они явились бы в его произведении символами, непонятными илималопонятными для зрителя, требующими от него напряжения ума, анедействующими прямо на его чувство и, следовательно, охлаждающимивпечатление, производимое К. Когда же, по условиям задачи, приходитсяпоневоле прибегать к символике и аллегории, или пускаться в областисверхъестественного, то и тогда надо сколь возможно более держатьсядействительности, допуская отступления от нее лишь в комбинации целыхобразов, но отнюдь не в них самих или в их частях. Так, напр., врелигиозной живописи, неземные существа могут быть представляемывосседающими на облаках, окрыленными, парящими в воздухе, но фигуры ихдолжны иметь человеческий облик и не поражать своими уклонениями оттого, что мы видим в природе. Далее, не следует забывать, что каждаяотрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзяпереступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства длявыполнения известного рода задач, а для выполнения других - несуществует. То, что легко поддается поэзии и музыке, порою вполненедоступно для скульптуры и живописи, и наоборот. Самому искусномуживописцу не передать, напр., мелодии соловьиного пения или звуковморского прибоя, как самому талантливому музыканту не передать игрысолнечных лучей на ярких лепестках розы или красоты форм молодойстройной женщины. Вторгаться в чужую область, равно как делать предметомвоплощения в своей К. слишком отвлеченные, туманные идеи, художнику,который посвятил себя начертательному искусству, воспрещается подстрахом полнейшей неудачи. Несоблюдение этого правила неминуемо приведетего, как ни был бы он искусен и умен, к созданию, быть может,глубокомысленной, но холодной, неудобопонятной, а иногда и крайнестранной К., вроде, напр., фресок Шинкеля и Корнелиуса под портикомстарого музея в Берлине, или большинства картин Вирца, в музее егоимени, в Брюсселе. Наконец, достоинство К. зависит, главным образом, отстепени талантливости художника - от силы его фантазии, его вдумчивости,строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья, -словом, от врожденных способностей, не приобретаемых опытом, хотя иизощряющихся, благодаря ему. Обладание техническими приемами тут почтине при чем, и К. может быть превосходной, будучи выполнена в отношенииэтих приемов далеко не мастерски. А. С - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КОМПОЗИЦИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.