КОЛОРИТ
КОЛОРИТ КОЛОРИТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КОЛОРИТ

КОЛОРИТ

КОЛОРИТ
Колорит Колорит и колористы - Краска есть красящее вещество, пигмент того илидругого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, напр.красных, заключает в себе более или менее значительное число их,неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых цветчасто трудно и всегда неточно определим словами, могут составить одну,по общему названию цвета, группу, но со многими различными тонами.Цвета, промежуточные между близкими тонами, называются полутонами.Совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторогорасстояния, представляет оптическое целое, назыв. колоритом. Смотря попреобладанию тонов, К. может быть то теплым, то холодным, ярким иблестящим - когда в картине много чистых тонов, сильным - когда в неймного оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной чистоты,гармоническим - если тона хорошо подобраны и хорошо согласованыпосредством полутонов. Вообще, к слову К. можно приставить множестворазличных эпитетов для выражения характера как оптического впечатления,так и соответственного психического ощущения, напр., серенький, темный,веселый, спокойный К. Теплый К. обуславливается господством теплыхтонов, не только чистых и светлых, напр., желтых, но и затемненных,каковы, напр. коричневые. Теплый К. вообще особенно приятен, но, так кактеплые тона получают наибольшую силу по сравнению и контрасту схолодными, то этим последним отводится в картине соответственное место.Однако, явное преобладание теплого в тонах не составляет эстетическойнеобходимости. Так, Гайнсборо, в опровержение Рейнольдсу, написалмальчика в синей одежде (Blue Boys), чрезвычайно гармонично-колоритно;подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е. холодныетона, а в тенях теплые, и достигал большой гармонии. Природабеспрестанно представляет господство синего то в небе, то в море, ипейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее местов картине, но, вместе с тем, для противоположения они должны найтиместо, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требуеттех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто поприроде изображаемых предметов надо рядом располагать тона,несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с зеленым,тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащихчастей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы третьеготона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречитьприроде. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и потомупрежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чистозелеными, и, для введения более теплых тонов растительности, выбиралиили соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелеев этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности ссохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечтосамостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены всоседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно илизаглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а такжето, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякомуопытному художнику-колористу и составляет как бы грамматику искусстваК., с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетикиколорита нет правил. В картинах фантастического или легендарногосодержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях,он может подчинить К. внутреннему содержанию, элегическому или,напротив, возбуждающевеселому (Фильд высказал положение, что вполнеколоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимнодополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положениeпроизвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке, ихcoчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синеес коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим ст.Гармония красок при соответственном содержании (драпировки в Materdolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенносоответствует сюжету К. в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо диРимини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. Поэтому пути можно идти до некоторого далекого предела только илипреимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболееподчиненном К. Сама природа представляет примеры тому, как некоторыегосподствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызыватьмеланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в большинствеслучаев (напр., в бытовой живописи) характер К. не определяется такпросто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красоки наоборот; контраст в отношении содержания и К. может даже усиливатьвпечатление. Вообще, нужен большой талант для приспособления К. ксодержанию картины так, чтобы К. не показался придуманным итенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста ирисовальщика в одинаковой степени; можно считать Почти правилом, чтохудожник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно владееттонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но не можетбыть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем К.; Давидсовершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще болеечуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто,Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы попреимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисункомвсе же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многиe изколористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иныепоклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали, что цвет -второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же делеможно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в видетрудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами(напр., тон лица и тон неба), или еще менее определенного - междуполутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутоныскрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания нажизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдиваясветотень; у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, малопредставляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, ноего гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт представляет один изредких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткимисловами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожиодин на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, аТициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особеннымискусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанскойшколе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тоновразнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне ужеизменившиеся) и К. гармоничен. У Делакруа, считаемого одним извеличайших колористов нашего времени, тона не отличаются особеннойяркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга;значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти.Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу К. исмелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическомурезультату. Некоторые его последователи довели употребление свободнойтехники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия),Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), изрусских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные здесь именапредставляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ илибиографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождениясамая знаменитая по К. из итальянских школ была венецианская; на Сфламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом,в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу, нов Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот кколоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанныйКонстаблю, является инициатором К. живописи во Франции, откуда онараспространилась по всей Европе. Ф. Петрушевский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КОЛОРИТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.