КЛЮЧИЦА
КЛЮЧИЦА КЛЮЧИЦА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КЛЮЧИЦА

КЛЮЧИЦА

КЛЮЧИЦА
Ключица Ключица (Clavicula, Furcula), у человека - слегка изогнутая ообразнаякрепкая трубчатая кость с незначительной мозговой полостью, которая,перекрещиваясь с первым ребром и сочленяясь, с одной стороны, с верхнейчастью грудной кости, а с другой с акромиальным отростком лопатки,служит опорой для передней (верхней) конечности и обуславливает свободуее движений. У млекопитающих она, вообще, развита тем больше, чем болееразнообразны и свободны движения передних конечностей, и потому развитуюК. мы находим, напр. у лазающих, летающих, а у одно- и двукопытных еевовсе нет (относительно К. у других позвоночных см. Конечности и статьиоб отдельных классах). Н. Кн. Книга (от ц. слав. кънига, которое имело значения: 1) буквы играмоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) - соединение в одноцелое листов бумаги, папируса, пергамента и пр.; поэтому глиняныебиблиотеки клинообразного письма не подходят под понятие книги, ипоявление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса. Первыекниги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в Египте,откуда около VlI столетия до Р. Хр. этот способ писания переходит вГрецию и потом в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию выделкипапируса, но в последние времена республики римляне завели собственныепапирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствиекнигопечатания, книжное дело стояло очень высоко: не говоря уже обиблютеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000томов (или точнее - свитков) и более. Книжные лавки встречались и в самых отдаленныхпровинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные магазины имножество лавочек букинистов. При больших магазинах были залы, гденаходились многочисленные скорописцы; с их помощью автор мог издаватьсвое сочинение, и за исключительное право продавать его иногда получалгонорар или, по крайней мере, даровые экземпляры. Римская К. имела формусвитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем концеприкреплялся ярлычек с обозначением заглавия, который высовывался изфутляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету.Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиямиво внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются флаконы сдухами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так,чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо однойвертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядоммногих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местомсвидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах былии кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотретьновинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, которыйбыл исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели при магазине икопировальном зале. В виду сравнительной дешевизны папируса ибезусловной дешевизны труда, К. в Риме были недороги. Кроме обыкновенныхдешевых экземпляров, были и чудеса каллиграфического искусства,экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжкикрошки; Цицерон виделэкземпляр Илиады, который мог поместиться в скорлупе ореха. Падениеантичной цивилизации прежде всего изменило внешний вид К.; папирусныефабрики закрываваются одна за другой и в Европе папирус становится всеболее и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобендля тех К., которые были в наибольшем ходу в начале средних веков. Длясв. Писания и К. богослужебных, предназначенных для ежедневногопользования, более подходил вековечный пергамент, употреблявшийся ипрежде папируса, но вытесненный его дешевизной. Теперь он снова входитво всеобщее употребление; его листы соединяются в томы, которые вполнесоответствуют современной нам форме книги. В восточной империи былиособые мастерские для его обработки, и писцы получали его совсемготовым; на Западе они большей частью сами обделывали его: бритвойснимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали иразлиновывали особ. ножем. Писали крупно, четко и красиво; в отделкезаглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по VIIв.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись писалиразведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что К. в товремя были страшно дороги: за красиво написанный и разрисованныймолитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи,что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги. Вмусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: вИспании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской библютекебыло, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали и дешевле, и чаще,когда стало распространяться употребление пергамента, тем более, что сэтим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых походов, атакже развитие университетов. В XIII в. при университетах был особый виддолжностных лиц, так наз. stationarii; они давали студентам списыватьучебники, брали К. на коммиссию от ростовщиков-евреев, которые сами неимели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationariiбыли, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе. В началеXIV в. в Париже книгопродавцы в собственном смысле уже отделились отстационариев; но и они приносили присягу университету и были подчиненыего ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В концеXIV и нач.XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки былизаселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами(иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и пр. ВЛондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в особый цех,то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы,содержавшие при своем магазине массу писцов, след. способные издаватькниги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европыбыли уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались на дом(libri vagautes); Другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись кписьменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы иобщества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатыхлюбителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, К.поучительными и даже забавными. На Русь К. пришла, вместе с христианством, из Византии, в лучшеевремя специально-византийской культуры; но эта культура усваиваетсянашими предками далеко не во всем ее объеме. К., напр., принимаютсяисключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжногопросвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями извысокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские людиговорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитаниекнижное, но чернеческое". Если мирской человек и принимался читать илидаже списывать книги, он делал это не для удовольствия и даже не дляпоучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалосьисключительно в монастырях: известна прекрасная картинка из житияФеодосия Печерского, как он волну плел для переплета в то время и в тойкомнате, где Иларион списывал книги, а старец Никон переплетал их.Монахи писали только с дозволения игумена, и потому К. или даже всякаяотдельная статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали нахаратье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью вдва столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепеннопереходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавныебуквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писалимногие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, чтотрудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитиекнижного дела на Ю, а как трудно было заниматься им на С, ясносвидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи,ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; оМоисее, архиепископе новгородском (1353 - 1362), летопись говорит:многиписцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописаниераспространяется по всей средней России:являются писцы и даже литераторыпрофессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногдадоходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления,вроде тайнописания (криптографии) и пр. В XVI в. и у нас начинаетсягородской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах,деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийсядеятель в истории русской К. этой эпохи - митр. Макарий.Изобретениекнигопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразуубило их производство: первопечатные К. представляли собой копию ссовременных рукописей;тем не менее, иные богатые книголюбцы все ещеотдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям передпроизведенными фабричным способом печатными К.: но борьба каллиграфовXVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна. Только вРоссии среди старообрядцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVIв. удешевленная К. начинает служить интересам дня и заметнодемократизируется: она становится доступной и интересной не только длялюдей серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскуюполовину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже вдеревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и дляназидания. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле,книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; всоответствие духу времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставляющегонаружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н.Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она"надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становитсянадуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". Поособенному свойству науки XVII в., работавшей не для публики, а длянемногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количествемноготомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов исоставленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа,Ламбеция, Болланда и пр.). В этом же и следующем столетии появляются вбольшом количестве ученые и литературные журналы . XVIII в., векпросвещения, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту;достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогдаумно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро нагляднопоказывает, что и толстые, дорогие К. в то время стали предназначатьсядля массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век - времязарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она,при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресссовершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатеринынаиболее популярные сатирические журналы расходились в 200 - 300 экз.).С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов;выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книгимасонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать идаже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И.Новиков.Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги:даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящнымивиньетками. В первой четверти XIX в. в истории развития книги замечаютсядва явления огромной важности. Хорошая книга стала обогащать автора -обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства,но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятсябогачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, дажезаурядному работнику дает средства к безбедному существованию.С другойстороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констебль в Англии)задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такойстепени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, безбольших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое явление впередовых странах Европы к середине столетия становится общим: не толькоавторы, подлаживающиеся ко вкусам публики (напр., Дюма-отец), но ибольшинство талантливых писателей совершенно независимых (напр., ВикторГюго)могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим онистановятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошейкниги (за исключением особых случаев: изданий Нового Звета, полногоШекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в З-ей четвертистолетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами:благодаря такимиздателям, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо вИталии и пр., теперь за десятки рублей можно собрать библиотекуклассиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоилатысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целыебиблиотечки полезных К. по такой цене, которая своей дешевизной убиваетплохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, в последниегоды даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевляются, чтоне составляют редкости на полке учителя начальной школы. 70 лет назадГреция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственныхизданий и учебников; теперь в ней ежегодно выходят тысячи названий К., ив том числе много баснословно дешевых изданий для народа и бедняков. И вРоссии, уже с первых 10-летий XIX в., в книжном деле замечаетсязначительный прогресс: первые томы истории Карамзина, выпущенные в 1818г., разошлись в несколько недель; плохой, ныне забытый роман Булгарина"Иван Выжигин", вышедший в 1829 г., доставил автору деньги, по томувремени, огромные; появляются предприимчивые издатели, искренно любящиесвое дело, вроде Смирдина. С начала царствования Александра II и у насК. становится крупной общественной силой. В последнюю четверть века и унас являются дешевые библиотеки для среднего класса, уже не разоряющиепредпринимателей, как прежде; и у нас издаются отечественные классики потакой цене, которая делает их доступными и для бедных людей;что жекасается до наших народных, копеечных изданий, предпринимаемых сполублаготворительной целью комитетами грамотности и др. общественнымиучреждениями, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгомувыбору содержания, дешевизне и изяществу они могут поспорить с немецкимии английскими. Но в общем книжное, книгопродавческое и типографское делов России, сравнительно с ее западными соседями, находится еще в оченьнеудовлетворительном состоянии.По истории К. см. Arnett, "An inquiryinto the nature and form of the Books of the Ancients" (Л., 1637); W.Wattenbach, "Das Schrift wesen im Mittelalter" (Лпц., 1871); V.Gardthausen, "Griechische Palaeographie" (1879); E. Egger, "Histoire dulivre" ("Bibl: d'edacation et derecreation"); H. Bouchot, "Le livre,l'illustration, la reliuie" (Пар., 1886); Aug. Mulinier, "Les manuscritset les miniatures" (1892, "Bibl. des Merveilles"). Для славянскойрукописной К. лучший материал у Востокова, в "Описании ркп. Рум. музея"и у Срезневского, "Славяно-русская палеография" ("Журн. Мин. Нар.Просв.", ССХIII, отд. II). Для старопечатной, петровской ипослепетровской К. материал у Каратаева, Сопикова, Пекарского ("Наука илит. при Петре") и др. Ср. А. Кирпичников, "Очерк истории книги" (СПб.,1888): О. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания"(т. 1,СПб., 1889). А. Кирпичников.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КЛЮЧИЦА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.