КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ
Киево-Печерская Киево-Печерская лавра - находится на южной оконечности Киева, направом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенныеглубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность былапокрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близ лежащего селаБерестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г.Илларион был выбран митрополитом и его пещера опустела. В это время вКиев пришел из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житье в киевскихмонастырях пришлось ему не по нраву и он поселился в пещере Иллариона.Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числекоторых был и Феодосий, из г. Курска. Когда Число их возросло до 12, ониустроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама,а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Этапещера послужила началом "ближних" пещер, названных так впротивоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когдав пещерах стало тесно, они построили над пещерою церковь Успения Пр.Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, иАнтоний испросил у вел. кн. Изяслава Ярославича всю гору над пещерой.Была построена церковь на месте нынешнего главн. собора (1062);возникший м-рь получил название Печерского. В это же время игуменом былпоставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав,который был заимствован отсюда и другими русскими м-рями. Суроваяподвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к м-рюзначительные пожертвования. В 1073 г. была заложена Великая каменнаяцерковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаикибыли исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и взначительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обительсильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течениемвремени пристраивались новые церкви. Весь м-рь был огорожен частоколом.При м-ре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приютанищих, слепых, хромых;на него отпускалась 1/10 м-рских доходов. Каждуюсубботу м-рь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии вбольшой м-рь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, телакоторых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.М-рю принадлежало еще с. Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, вкоторой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из м-ря вышло до 20епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В1240 г., во время Батыева нашествия, м-рь был разорен. МонахиК.-Печерского м-ря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно,как долго продолжалось запустение м-ря; в XIV в. он был уже возобновлен,и Великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатныхродов. В 1470 г. киевский кн. Симеон Олелькович возобновил и украсилвеликую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил м-рь, но щедрыепожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. емупринадлежали два города - Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 сёли деревень в разных местах зап. Руси, с рыбными ловлями, перевозами,мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV в.монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В1555 - 56 гг. Великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г.было решено подчинить м-рь, до тех пор зависевший только отконстантинопольского патриарха, киевск. униатскому митрополиту. Попыткеисполнить это решение монахи, с архим. Никифором Туром во главе, оказаливооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть м-рем, в 1598г., была также безрезультатна. М-рю удалось также отстоять силой отуниатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., м-рь получилтитул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этоговремени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архим.Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в м-ре заведена была типография иначалось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, ПетрМогила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено сучилищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. ГетманСамойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа - каменной стеной. ПриПетре Вел. укрепления Самойловича были расширены и образовали нын.Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил вел. церковь, архив,библиотеку и типографию;в 1729 г. церковь была возобновлена. В составПечерской лавры теперь входят 6 м-рей: Главный при вел. церкви,Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь иКитаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21саж.длины и 201/2 шир.); высота ее в стенах 7 саж., от пола до купола скрестом 22 саж.7 куполов ее позолочены. Древняя церковь XI в. - теперьсрединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом.Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится ичудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученнаягреческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев.Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св.Михаила и хранится голова св. равноап. кн. Владимира. В нише в сев.-зап.углу церкви - надгробие кн. Константина Ив. Острожского. Под алтаремСтефановского придела - усыпальница. В Богословском приделе находитсяикона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время егоубиения в 1147 г. В средней части храма находится несколько гробниц,между прочими митр. Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдм. П. А.Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности иценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. Нахорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно,сгорело в 1718 г. К Ю-З от великой церкви находится высочайшая в Россиилаврская колокольня (46 саж. выс.), с которой открывается великолепныйвид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских воротрасположен св. Троицкий Больничный м-рь, основанный в XII в. черниг. кн.Николой Святошей. При м-ре больница. Во дворе лавры монашеские кельиобразуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собойоврагом и хребтом горы.В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних -45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры дополов. XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г.лавра подчинена московск. патриарху, а ее архимандриту дано первенствоперед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскомумитрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляетлаврой наместник, с духовным собором. Ср. Патерик печерский (неск.изд.); Кальнофойский, "Teratourghma" (К., 1638); "Кратк. историческоеописание Киево-Печерской лавры" (К., 1795, и еще несколько изд.);"Описание Киево-Печерской лавры", соч. Евгения Болховитинова (К., 1831 идруг. изд.); П. Л.(ебединцев); "Киево-Печерская лавра в ее прошедшем инынешнем состоянии" ("Киевская Старина" 1886, V - VIII, X, XI и отд.). Е. К.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.