КАТЕГОРИЯ
КАТЕГОРИЯ КАТЕГОРИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАТЕГОРИЯ

КАТЕГОРИЯ

КАТЕГОРИЯ
Категория Категория (от греческого слова kathgorew, обвиняю) - логический иметафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый взначении данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условиевозможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика,встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К.шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тожественны сАристотелевскими, почему и возникло предположение о возможномзаимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже похронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийскойфилософии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началусредних веков. Более чем вероятно обратное предположение - о влияниигреческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболееобщие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм инасчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), где (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Визвестном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное ибесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благои зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляетнесовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) исводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десятиАристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность иотношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин, в первых трёхкнигах шестой "Эннеады", подробно критикует Аристотелеву таблицу ипредлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. Всредние века Раймунд Лулльский (1234 - 1315) пытался перечислитьпринципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления кпредметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причём изразличных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новыеточки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего родалогикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту.Его учение о четырёх основных, распадающихся как бы на 12 видовых К.,представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. -формы рассудка - из деятельности рассудка, а берёт их из готовыхсуждений; случайный характер К. и недостаток выведения - вот упрёки,которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания- из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своейлогике Гегель. Под К. Гегель разумеет тоже, что и Кант, толькорешительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения К.служит диалектический метод. Началом процесса образования К. являетсясамое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которогополучаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейшихпопыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См.Trendelenburg, "Gesch. der Kategorienlehre" (Б., 1846). Э. Радлов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАТЕГОРИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.