КАТОН
КАТОН КАТОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАТОН

КАТОН

КАТОН
Катон Катон (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый, в отличие от К.,современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римскихписателей Цензором (Сеnsorius, Censor) - представляет собой одну изнаиболее крупных фигур древнего Рима, и как государственный деятель, икак писатель. Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальниккоторого вероятно занимался разведением свиней (porcus), К. Старший род.в 234 г до Р. Хр. (620 от осн. Рима) в Тускуле и провёл свою юностьчастью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью впоходах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитникомобвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, пословам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправился сП. Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующемгоду переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортныхсудов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, в 198 г.- претора, при чём для управления ему досталась провинция Сардиния; в195 г., не смотря на строгое преследование им, в качестве претора,ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран вконсулы, вместе с своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком.Усилия его, в качестве консула, помешать отмене Оппиева закона противроскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю(Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что, по возвращениив Рим, был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании большегородов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г. он принял, в качествелегата Ман. Ацилия Глабриона, участие в войне с Антиохом и разбил еговойско при Фермопилах. Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельноеучастие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. Всенате он заявил себя особенно противодействием к получению разнымиполководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. ФульвиемНобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же Л. ВалериемФлакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенноюстрогостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшегопретора Манилия за то только, что тот днём и в присутствии дочерипоцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц помаловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во времяцензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высокимналогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая противнарушения общественных интересов в пользу частных (напр. против захватаобщественной земли при постройках и против злоупотребления общественнымиводопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры,направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного(особенно греческого) влияния. Когда в 155 г. прибыло в Рим афинскоепосольство, с философом Карнеадом во главе, и стало заметно действие егона римскую молодежь, К. всячески старался о том, чтобы скорее спровадитьгостей восвояси. Его борьба против греческой образованности осталась безрезультата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого онупорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычноеизречение в сенате: "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"),принесла свои плоды, хотя самому К. и не было суждено дожить доосуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людямнажили ему не мало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший,он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в 149г. В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в госуд.жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы,которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных другихвидах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течениевсего VI ст. Рима, с началом которого возникла вообще римскаясловесность. Красноречие было теснейшим образом связано с политической ивообще гражданской жизнью в Риме и потому существовало в Риме сдревнейших времен государства; но только с К. оно становится искусством,для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовьк грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречия и составил первуюримскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своимиречами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, К.обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и напоследующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных всенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона ихобращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший ихвнимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства,какие требуются от оратора. Если этих речей в классический веккрасноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал ихустаревший язык. Цицерон сравнивает К., как оратора, с греческиморатором Лисией, находя между ними особенное сходство в остроте,изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявляласьв речах К., Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римскогокрасноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можнопривести сохранившийся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоившихсебе общественные деньги полководцев, К. говорит: "Воры, обокравшиечастных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - взолоте и пурпуре". Как образец искусной постройки речей К., могут бытьуказаны сохранённые тем же Геллием отрывки из речи его в защитуродосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было, под пустымпредлогом, объявить войну, тогда как здравые политические соображениятребовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатымо-вом. Отрывки эти приведены в переводе в "Лекциях по истории римскойлитературы" проф. Модестова (стр. 144 - 145, изд. 1888). Вообще речи К.до нас не дошли, а сохранившиеся, в виде цитат у древних писателей,отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его"Oratorum Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). К. положилначало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историкиписали по-гречески. Изданное К. в семи книгах сочинение: "Origines"(Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском языке,но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще сдревнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которымипотом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут былиприняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийскихгородов; это была вообще история, насколько возможно, документальная, иримские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят онеобыкновенной тщательности автора её в собрании материалов. Написанаона была К. в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до603 г. от основания Рима), а название своё: "Начала" получила от того,что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождениюразных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это названиеКорнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первая, говорившаяо Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римскихисториков. От "Начал" до нас также дошли только отрывки, которые лучшевсего изданы Герм. Петером в его "Historicorum Romanorum reliquiae"(Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием "Origines"были наиболее видными продуктами литературной деятельности К.; но, пословам Цицерона (De orat., III, 33). не было ничего, "чего бы неисследовал и не знал и о чём бы потом не писал К. ". Он составил своегорода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенныхдля сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находилисьстатьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам,знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборникадо нас не сохранилось, как не сохранились и письма К., собраниеизречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитуемая Геллием иносившая заглавие "Carmen cle moribus". Дошло до нас - хотя, как всезаставляет думать, далеко не в подлинном виде - лишь сочинение "Осельском хозяйстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны безсистематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию,садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., при чёмсообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и словдля заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемоенекоторыми "De agricultura", обыкновенно печатается в изданияхсельскохозяйственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae") ивсего лучше издано Кейлем, вместе с сочинением Варрона о том жепредмете, в 1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное сочинениеЗедергольма: "О жизни и сочинениях К. Старшего" (М., 1857). В. Модестов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАТОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.