КАСТА
КАСТА КАСТА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАСТА

КАСТА

КАСТА
Каста Каста (от португальского casta выражающего понятие санскр. терминаjati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у всех европейскихнародов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён илирас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокойдревности. Отличительным признаком индийского кастового устройства впредставлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. ирезкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о"кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классовевропейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутаяобособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, какеё изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частьюдовольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненноещё не существовали и начали возникать только во второй его половине,когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга.При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконнымиобитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победилии покорили чёрное туземное население, принадлежавшее к низшей (вкультурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей кпобеждённым и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй.В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографическогосостава (вероятно - ещё небольшого) арийского народа ведийских индусов,не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимостии в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющихсторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надосломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители,вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения спокоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modusvivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считаютсебя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей,покорённой. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие,которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установивпринцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другимкультурным институтам, кастовый строй становится священным, и емуприписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийскоймифологии высшая К. - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины -Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из бёдер, а ремесленная К. -Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принципразграничения двух различных народностей мог быть строго проведён напрактике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии.Смешанные браки (законные и незаконные) всётаки были неизбежны; позакону Ману, индус может брать себе в жёны женщин из своей и из любойнизшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковойс ним К., а дети жён из других низших К. попадают в презренные смешанныеК. Таким образом, арийская кровь всё-таки проникала в жилы неарийскогонаселения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белыепришлецы из северной, более умеренной страны, не моглиакклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать,уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношениирасе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком большетекло неарийской крови. В результате современное индусское населениеИндии представляет более или менее однородный продукт смешения двух(точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакимизаконодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых,обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее времябольшинство высших, "дважды рожденных" К. - брахманов, раджпутов(прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цветекожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе непретендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низшихК., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы,приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, карийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильныостановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационнойлинии между белой и чёрной расой превратились в установление,стремившееся помешать примеси чёрной крови к белой (кастовый стройсредневековой Индии милостивее к детям, рождённым от высшего отца инизшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещё болеепоздние времена утратили и это значение и получили скорее характерзамкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий.Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., носамый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилосьтолько в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам,утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабилперегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К.всё-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Толькохристианство категорически восстало против К., но его миссионеры должныбыли мириться с закоренелыми общественными привычками, так что средихристиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразиезанятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделениеобщества на отдельные классы по роду занятий; наследственностькакого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в другихстранах, сначала узаконенная государством и освящённая затем обычнымправом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Ночисло К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокимицифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.),гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем ужедругие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индииболее или менее крупные колебания и различия. В общем от древнегокастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась визвестной чистоте только одна главная К. - брахманов. К. кшатриев,заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, частоподвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лицесамых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегдауверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К.,по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новыхК., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидскихназваний. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следуетприбавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта: "OstindischeKasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.",XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европеиндийских официальных изданий и подробная статистика К. См. ещёпрекрасные статьи Сенара, в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley,"Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes"(Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4 castes accordingto the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa" (Лонд.,1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs,"Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs ofPeople of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes andtribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relationsef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age"("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber dieKastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X,1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir:"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People ofIndia" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАСТА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.