КАББАЛА
КАББАЛА КАББАЛА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАББАЛА

КАББАЛА

КАББАЛА
Каббала Каббала (Qabbalah) - мистическое учение и мистическая практика веврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, чтообозначается и самым евр. словом (принятие, в объективном смысле -предание). Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет - отэпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. Признание за К. добиблейскойдревности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (опозднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении:главные памятники каббалистической письменности в их настоящем видедействительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самымсодержанием К., т.е. с тем кругом мистических традиционных идей, которыесохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей,частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следыкаббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямыеуказания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векамнашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайнеймере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: "не излагают дела оначалах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) - вприсутствии одного, разве только у него свой ум для этого", Здесь вподчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. Сэтим изречением уже в Иерусалимской (более древней) Гемаре связандлинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожноеотношение к тайному теософическому учению, которое таким образомпредполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточноюуверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонскогопленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейскойрелигиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозренияФилона, так более раннее взаимодействие той же мысли свавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие,грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К.этим не исключаются,. но они остались второстепенными; основа былапрочно заложена в Вавилоне и в Персии. К. разделяется вообще на умозрительную (К. июнит) и прикладную (К.маасит). Умозрительная К. состоит опять из двух главных частей или"дел": космогонии - маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, итеософии - маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия.Впрочем, космогонические и теософические умозрения К. переходят одно вдругое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятникиумозрительной К. суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск).Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится кначалу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как настаринный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогарприписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симонубен-Йохаю (П в.), но так как в этом темном писании находятся ясныеуказания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), тоего с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором егопризнают испанского раввина Моисея да-Леона. Обе книги напечатаны впервый раз в Мантуе, в 1558 - 62 гг. Кроме этих основных текстов, вобразовании умозрительной системы К. имели особенное значениеСеферга-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затемПардес-Римоним - р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. ИсаакаЛурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. и имизавершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являютсякаббалисты и между христианскими писателями: в Италии -Пико-де-Мирандола; в Германии - Рейхлин ("De arte cabbalistica" и "DeVerbo mirifico"), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм ("De occultaphilosophia") и Парацельс; во Франции - Вильгельм Постель (XVI в.); вАнглии - Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI - XVII вв.). Сдругой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почвеК. породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка ифранкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, донынепроцветающий в юго-зап. России и Галиции. Умозрительное учение К. исходит из идеи сокровенного, неизреченногоБожества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения,может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы датьв себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить.Отсюда "тайна стягиваний" (сод цимцум) - так называются в К. этисамоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем местомирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, нодают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого.Первоначальное Основание или условие этого "другого", по образномупредставлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент -только точка), которое образуется внутри абсолютного от егосамоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте, бесконечныйсвет энсофа получает возможность "лучеиспускания" или эманации (так какесть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый,и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия - это32 "пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквыеврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которыхкаждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можноисчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написатьвсевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путейоткрывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие междусефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, чтопервые выражают сущность Божества в "другом" или объективную эманацию(прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена сутьобусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества (лучиотраженные). Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум(Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость илиСуд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет);7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефиротыобразуют форму совершенного существа - первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядностикаббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частямичеловеческого тела: Кетэр - это чело, Хокма и Бина - два глаза, Хэсед иДин - две руки, Тифэрет - грудь, Нэцах и Ход - бедра, Иесод и Малхут -две ноги. - Такое представление осложняется внесением половых отношенийв "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманацийразличали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или"обитания" в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляликак женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнеюсефирой - малхут, которой, как женскому началу, противополагаются всепрочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом.Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемыйсефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира- Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами,образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная емусефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами,образует Короткое Лице (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из ихсоединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины"(Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын;остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу,иногда же принимается за особое лице - Вечный. рог как такой или "Ветхийденьми" (Атик-Йомин). Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этимиформами конкретная вселенная представляет различные степени удалениябожественного света от его первоисточника. В непосредственной близости исовершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большееили меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира,которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующимобразом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к мирувыражено тремя глаголами - творить (бара), создавать (иецэр) и делать(аса); отсюда три различных мира: мир "творения" (бриа), т.е. областьтворческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания"(иецира) - область душ или живых существ, и наконец мир "делания" (асиа)- сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры неразделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга,подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что болееидеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров,воспринимая из первого источника божественные влияния, передают ихнизшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати.Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной,страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, поволящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден мирузиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает вмире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокоеначало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством -абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственныхсияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек,однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, которыйчерез него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие ввысших мирах - ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом уперсов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идеясолнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры),высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется сарх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть ещесамая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнемпределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется такназ. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) - это нечистые духи или бесы,столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может бытьсвоя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: онаможет исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив,призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого -перевоплощение; оно двух родов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка"(иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все вновых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединениеотжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, спровиденциальною целью на благо того или другого, или обоих.Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала.Связь между нею и умозрительною - общее обеим признание мистическогосмысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованномутексту, и применяя различные шифры (подставление числового значениябукв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.д.),можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительныевещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Такимпутем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другаячасть прикладной К. есть магия; чрез целесообразное употребление именБожиих производятся различные чудеса. - Ср. Knorr dе Rosenroth, "Cabbaladenudata" (1677 - 84; здесь же лат. перев. кн. Зогар); Molitor, "DieTradition oder Philosophie der Greschichte" (анонимно, неокончено;богатый материал и важные указания); Franck, "La Kabbale" (нов. изд.1891); Jellinek, "Beitrage zur Geschichte der K." (1851); Myer,"Qabbalah" (Филад., 1888). Вл.Соловьев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАББАЛА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.