КАЗУИСТИКА
КАЗУИСТИКА КАЗУИСТИКА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАЗУИСТИКА

КАЗУИСТИКА

КАЗУИСТИКА
Казуистика Казуистика - возникшая в средние века богословская дисциплина, сцелью применять общие нравственно-богословские законы к конкретнымслучаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casusconscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должноосвящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает,при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, аравно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресномотдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагаласьобыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших сXII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этоговремени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистическихруководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда деПеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочиненийобнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь стеоретической теологией; решению отдельных казусов казуистыпредпосылагают краткое изложение общих принципов, причем, однако,казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашескиеордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика;до XVI ст. - главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. -иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилоськрайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чегобольшое значение получила классификация этих мнений. Различались мнениянесомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менееправдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. Всвязи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1)Туциоризм: должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior),даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) естьправдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомненияотносительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться отнего. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнутабольшинством зап. теологов, как слишком ригористическая. 2)Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда, когдаоно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать толькотогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3)Эквипробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать не толькотогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинакововероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм: менее безопасномумнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно. Значительную роль в казуистической обработке морали играет различениетрудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей,больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. Приодносторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легковпадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок дляполучения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые ивдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодныетонкости. В XVI и XVII в. К. усердно разрабатывали и протестантскиебогословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавалисьв подробности, как католики, не делали такого механического различиямежду смертными и простительными грехами, как католические казуисты,пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие(probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Нirscher, "Ueber dasVerhaltniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik" (1823);Dollinger und Reusch, "Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rom.kathol Kirche" (Нердл., 1889); Н.Суворов, "К. и пробабилизм" ("Юридич.Вестн." 1889 №11). А.Я.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАЗУИСТИКА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.