ИДИЛЛИЯ
ИДИЛЛИЯ ИДИЛЛИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ
Идиллия Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькаякартина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простыхлюдей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение сприродой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель междуутонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делатьвоззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности всфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родовлитературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Ужев Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) илибуколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляетсяв позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы.Калидаса, живший около 50 г. до Р. Хр., написал лирический сборник"Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы исельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллическойдрамой. Джаядева, поэт XII в. по Р. Хр., в идиллической поэме"Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе;слог поэмы напоминает Песнь Песней. В китайской поэзии времени династииТангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь кприроде и настроениям ею вызываемыми В истории арабской литературы послеМагомета прославились своими И. поэты ИбнДорейд (ум. 933 г.) и Тиграи(ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, впозднейший, александрийский период литературы, когда, с потерейполитической и национальной свободы, в поэзии стали преобладатьиндивидуалистические мотивы. Одновременно с эротической лирикойпоявилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве.Дорийские пастухи в Сицилии сыздавна имели свою поэзию пастушескую илибуколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считалсяполумифический пастух Дафнис. Эта поэзия изображала судьбы Дафниса илиобычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песнипелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикойи, значит, с примесью драматического элемента. Уже сицилийский лирикСтезихор (ок. 610 до Р. Хр.) подражал пастушеским песням, воспеваялюбовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этимнародным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. X.Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки избыта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокритвоспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровойдеревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговордвух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, которыйсмеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать. Юмор играция идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, иутонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность.Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой иможет служить примером "мима", представителем которого был современникЕврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон былдревнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манеррусск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит,облагородив ее и придав ей строго метрическую и художественную формуПодражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматическийэлемент (диалог) и описание (пейзаж) отступают на второй план;преобладает лирика. Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчастиманерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться вавгустовский период литературы, представлявший много аналогий с периодомалександрийским. Виргилий в своих десяти И., названных им "эклогами" исоединенных в сборник под названием "Буколики", усвоил только внешнююманеру феокритовой И. На самом деде, в И. Виргилия нет главного: природыи настроения. Виргилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонконамекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклогаявляется хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллионаи Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п.Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно начитателей образованных. "Георгики" Виргилия под понятие И. подходят лишьпостольку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборникавредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могутслужить образцом И.; несомненно, однако, что преобладающее настроениелирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" -мораль природных инстинктов, развившихся на доне природы внеобщественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Виргилия нашлаподражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже сполною откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесьсовершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса кантичной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, вподражание Виргилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах;поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Егопримеру последовал Аламанни (1495 - 1556), писавший эклоги и в своем "Lacoltivazione" подражавший "Георгикам" Виргилия. Одновременно ссантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелестипастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия.Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером,назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же времязарождается новый род И.: драматическая И. или "пастораль" (пастушескаядрама). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных и"комических" пастухов (pastori eroici, pastori comici) - как в "Жнецах"Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо, вподражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il pastorfido). Как только пастораль стала средством для прославлениявысокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок. Из Италии И., в конце XVI в., перешла во Францию, через посредствоРонсара в его кружка ("Pleiade francaise"). Во французской литературеXVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства,характер благодаря влиянию двора Людовика XIV. Поэтесса Дезулиер,прославившая этого рода И., получила прозвище "десятой музы". Кроме еена поприще И. выдвинулся Делиль, писатель XVIII в., переводчик "Георгик"Виргилия, автор "Садов" и "Французских георгик", произведения крайнеаффектированного. Таким образом развитие И., как самостоятельного родапоэзии, прекратилось и выродилось в подражательную буколическую поэзию.В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVII в. в Нюрнберге былоснован "Пегницов орден" (по имени реки, протекающей через Нюрнберг) илиобщество пегницовых пастушков. Общество имело значение, какпротиводействие педантизму, господствовавшей поэтической партии, но вразвили И. роли не играло. В XVIII в. появляется И. в виде подражанияфранцузским образцам; создатель ее - Геснер, как автор "Idyllen",считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачения Гердера. В томже роде были написаны И. Фосса, которые только своей "Луизой" дал первыйобразец национальной и художественно правдивой И. Ранее Фосса, в Англии,Джемс Томсон (1700 - 1748) своими "Временами года" (The Seasons) сделалпервый опыт новой, самобытной и народной И.: его пейзаж - настоящийсеверный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимык лету, а его герои - не слащавые пастушки, а настоящие английскиекрестьяне. Поворот в сторону художественного реализма, сделанныйлитературою XIX в., отразился и на И., которая становится вполнесамостоятельной и принимает национальный отпечаток. Самый род И.расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером котороймогут служить "Алеманские стихотворения" Гебеля и знаменитаяидиллическая поэма Гете: "Герман и Доротея". В этой поэме уже нет иследов ложноклассической буколики: поэт воспевает мелкое немецкоемещанство, не вполне удалившееся от влияния природы и земледельческоготруда, это - поэзия бюргерского довольства, зеленых стаканчиков срейнвейном, семейной патриархальности и девичьей скромности, поэзиянационального благодушия (Gemuth'a), столь напоминающего "золотуюпосредственность" Горация; все это национально и вполне оригинально.Идиллия Гете "Der neue Pausias" (известная русским по переводу А.Майкова: "Поэт и цветочница") рисует милую и болтливую юную парувлюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это - не подражание,но самостоятельное воспроизведение античной жизни. Предметом И. XIX в.становится выражение всякого непосредственного и сильного, природногочувства. У Мюссе, под названием "Idylle", передан спор двух друзей олюбви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой - вматериалистическом духе (отголосок "Жнецов" Феокрита). Точно также в"Bergidyll", Гейне, мы не находим никаких устарелых атрибутов старой И.: пастухи из современной И. исчезли, остались - природа и близкие к нейлюди. Идиллический элемент стал весьма значительною составною частьюнового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам изнародной жизни; много И. в романах Ауэрбаха - в Германии, Диккенса - вАнглии, Жорж Занд - во Франции. В России И. появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в.Сумароков, Княжнин, Владимир Панаев усердно переводили и переделывалифранцузскую И. В 1777 г. вышли "Георгики" Виргилия, в переводе В.Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: "Златый векДафниса", Геснера. Воейков перевел "Сады или искусство украшать сельскиевиды", Делиля (1816), а также эклоги Виргилия, Мерзляков - идиллииДезулиер (1807). В XIX в. И. сделала новые шаг в своем развитии,благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшемуподражания французским И. Жуковский и Карамзин, благодарясантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в сфере И. несоздали. Пушкин, специально И. не писавший, дал, однако, несколькообразцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающихдеревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающихпростонародный быт русских крестьян и кавказских горцев). Пушкинокончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников.Образцом новой И. может служить "Рыбная ловля" Майкова, в котороймастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосыРоссии. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе;народничество благоприятствовало развитию этого элемента ("Рыбаки"Григоровича, "Устои" Златовратского). Очерк Тургенева "Бежин луг" (в"Записках охотника") образец И. в прозе: необыкновенно гармоническислилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоровкрестьянских мальчиков. Вс. Чешихин.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ИДИЛЛИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.