ИНДУКЦИЯ
ИНДУКЦИЯ ИНДУКЦИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ
Индукция Индукция или наведение - способ умозаключения от частного к общему.Термин И. впервые встречается у Сократа (Epagwgh). Но И. Сократа имеетмало общего с современной И. Сократ под И. подразумевает нахождениеобщего определения понятия путем сравнения частных случаев и исключенияложных, слишком узких определений. Аристотель указал на особенности И.(Анадит. 1, кн. 2 23, Анад. II, кн. 1 23; кн. 2 19 etc.). Он определяетИ. как восхождение от частного к общему. Он отличал полную И. отнеполной, указал на роль И. при образовании первых принципов, но невытеснил основы неполной И. и ее права и рассматривал ее как видсиллогизма, то как способ умозаключения, противоположный силлогизму.Силлогизм, по мнению Аристотеля, указывает, посредством среднегопонятия, на принадлежность высшего понятия третьему, а И. третьимпонятием показывает принадлежность высшего среднему. В эпоху Возрожденияначалась борьба против Аристотеля и силлогистического метода, и вместе стем начади рекомендовать индуктивный метод как единственно плодотворныйв естествознании и противоположный силлогистическому. В Бэконеобыкновенно видят родоначальника современной И., хотя справедливостьтребует упомянут и о его предшественниках, например Леонардо да Винчи идр. Восхваляя И.; Бэкон отрицает значение силлогизма ("силлогизм состоитиз предложений, предложения состоят из слов, слова сут знаки понятий;если, поэтому, понятия, которые составляют основание дела, неотчетливы ипоспешно отвлечены от вещей, то и построенное на них не может иметьникакой прочности"). Это отрицание не вытекало из теории И. БэконовскаяИ. не только не противоречит силлогизму, но даже требует его. Сущностьучения Бэкона сводится к тому, что при постепенном обобщении нужнопридерживаться известных правил, т. е. нужно сделать три обзора всехизвестных случаев проявления известного свойства у разных предметов:обзор положительных случаев, обзор отрицательных (т. е. обзор предметовсходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство отсутствует)и обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в различныхстепенях, и отсюда делать уже обобщение ("Nov. Org." LI, aph.13). Пометоду Бэкона, нельзя сделать нового заключения, не подводя исследуемыйпредмет под общие суждения, т. е. не прибегая к силлогизму. Итак Бэконуне удалось установление И., как особого метода, противоположногодедуктивному. Дальнейший шаг сделан Дж. Ст. Миллем. Всякий силлогизм, помнению Милля, заключает в себе petitio principii; всякоесиллогистическое заключение идет, в действительности, от частного кчастному, а не от общего к частному. Эта критика Милля несправедлива,ибо от частного к частному мы не можем заключать, не введя добавочногообщего положения о сходстве частных случаев между собой. РассматриваяИ., Милль во первых задается вопросом об основании или праве наиндуктивное заключение и видит это право в идее однообразного порядкаявлений, и, во-вторых сводит все способы умозаключения в И. к четыремосновным: метод согласия (если два или более случая исследуемого явлениясходятся в одном только обстоятельстве, то это обстоятельство и естьпричина или часть причины исследуемого явления; метод различия (еслислучай, в котором встречается исследуемое явление, и случай, в которомоно не встречается, совершенно сходны во всех подробностях заисключением исследуемой, то обстоятельство, встречающееся в первомслучае и отсутствующее во втором, и есть причина или часть причиныисследуемого явления); метода остатков (если в исследуемом явлении частьобстоятельств может быть объяснена определенными причинами; тооставшаяся часть явления объясняется из оставшихся предшествующихфактов), и метод соответствующих изменений (если вслед за изменениемодного явления замечается изменение другого, то мы можем заключить опричинной связи между ними). Характерно, что эти методы при ближайшемрассмотрении оказываются дедуктивными способами; напр., метод остатковне представляет собою ничего иного, как определение путем исключения.Аристотель, Бэкон и Милль представляют собою главные моменты развитияучения об И.; только ради детальной разработки некоторых вопросовприходится обращать внимание на Клода Бернара ("Введение вэкспериментальную медицину"), на Эстерлена ("Medicinische Logik"),Гершеля, Либиха, Вэвеля. Апельта и др.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ИНДУКЦИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.