ЗЕНОН
ЗЕНОН ЗЕНОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЗЕНОН

ЗЕНОН

ЗЕНОН
Зенон Зенон, элеец (V в. до P. Хр.) - сын Телевтагора, любимый ученикПарменида, подтверждал его учение о единстве и неподвижности бытиядиалектическими аргументами, показывая, что противные ему обычныепредставления о множественности и движении распадаются во внутреннихпротиворечиях. Аристотель называет его изобретателем диалектики. Вотсущность главных аргументов З.: А) Против множественности: если все состоит из многого, или еслисущее реально делится на обособленные части, то каждая из этих частейоказывается зараз и бесконечно малой, и бесконечно великой; ибо имея внесебя бесконечное множество всех прочих частей, она составляет бесконечномалую частицу всего, но с другой стороны, слагаясь сама из бесконечногомножества частиц (будучи делима до бесконечности), она представляетвеличину бесконечно большую. Так выходит, если признавать все частицыимеющими величину и делимыми; если же признать, что многое, т. е.частицы всего, не имеют никакой величины и потому неделимы, то выходитновое противоречие: все оказывается равным ничему. В самом деле, то, чтоне имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать(нуль не есть слагаемое); поэтому и все, состоящее из неделимых,лишенных величины, само не имеет никакой величины, или есть(материально) ничто. По словам Гегеля, "Зенонова диалектика материидоныне не опровергнута". Б) Против движения. Чтобы пройти известное пространство, движущеесятело должно сперва пройти половину этого пространства, а для этого -сначала еще половину этой половины и т. д. до бесконечности, т. е. ононикогда не тронется с места; на этом основании быстроногий Ахиллесникогда не может догнать медлительную черепаху. Другой аргумент:движущееся тело, напр. летящая стрела, в каждый момент движения занимаетопределенное пространство, т. е. находится в покое и, таким образом, вседвижение разлагается на моменты покоя, следовательно, представляетвнутреннее противоречие (так как из нулей движения нельзя составитьположительную величину). Аргументы З. не суть софизмы, а указывают надействительные противоречия в понятии вещества, пространства и времени,как состоящих из реально раздельных частей; именно это понятие и хотелопровергнуть З. Вл. С.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЗЕНОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.