ЗАПАДНИКИ
ЗАПАДНИКИ ЗАПАДНИКИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ
Западники Западники, западничество - так назыв. вообще направление нашейобщественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность Россиии Западной Европы, как нераздельных частей одногокультурно-исторического целого, имеющего включить в себе всечеловечество. Сложность состава и постепенность развития европейскойкультуры, породившие на Западе множество разнообразных ипротивоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились ив русском сознании, при усвоении ими западной образованности. Помиморазличия национальных воздействий, в силу которых между нашими З.явились англоманы, галломаны и т. д." скоро обнаружились более глубокиеразличия принципов и направлений. Для начинателей русской культуры, какПетр Великий и Ломоносов, всякие различия закрывались общеюпротивоположностью между западным образованием и домашнею дикостью,между "наукою" и невежеством; но уже в царствование Екатерины II средиприверженцев западного образования обозначилось резкое разделение двухнаправлений: мистического и вольномыслящего - "мартинистов" и"вольтерианцев". Лучшие представители обоих, как Новиков и Радищев,сходились, однако, в любви к просвещению и интересе к общественномублагу. После Великих общеевропейских движений 1789 - 1815 гг. русскиеумы начинают с более полным сознанием относиться к принципам западногоразвития. В общем ходе этого развития последовательно выступали напервый план, хотя и не упраздняли друг друга, три главные фазиса: 1)теократический, представляемый преимущественно римским католичеством, 2)гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практическикак либерализм, и 3) натуралистический, выразившийся в позитивноместественнонаучном направлении мысли с одной стороны, и в преобладаниисоциально-экономических интересов - с другой (этим трем фазисам болееили менее аналогично отношение между религией, философией иположительной наукой, а также между церковью, государством в обществом).Последовательность этих фазисов, имеющих несомненно общечеловеческоезначение, повторилась в миниатюре и при развили русской сознательноймысли в настоящем столетии. Первый, католический момент отразился ввзглядах Чаадаева, второй, гуманитарный - у Белинского и так называемыхлюдей сороковых годов, третий, позитивно-социальный - у Чернышевского ву людей шестидесятых годов. Этот умственный процесс совершился у нас такбыстро, что не только некоторые его участники были свидетелями всех трехфазисов, но иные и сами сознательно переживали, в зрелом возрасте,переход от одного к другому (напр. Герцен - от второго к третьему). Внастоящее время, когда последний из трех фазисов европейского развитиядостаточно определился в своих положительных и отрицательных сторонах,для всех проницательных и добросовестных умов как на Западе, так и у насстало ясно, что каждая из стадий этого процесса заключает в себе нечтоположительное и непреходящее, а напряженная вражда и исключительностьсоответствующих начал имеет, напротив, лишь отрицательное и временноезначение. Едва ли кто решится ныне серьезно объявить, например,религиозную или метафизическую потребность продуктом невежества,навсегда упраздненным успехами науки. Если же все начала,последовательно выступавшие на первый план в западном развитии,одинаково имеют право на существование, то задача истинной культурызаключается в установлении между ними правильного, на внутреннем ихсмысле основанного соотношения и взаимодействия. Эта задача,поставленная западным развитием, не имеет в себе, однако, ничегоисключительно западного. Вопросы об отношении веры и разума, авторитетаи свободы, о связи религии с философией и обеих с положительною наукой,далее вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также овзаимоотношении разнородных собирательных целых между собою, вопросы оботношении народа к человечеству, церкви к государству, государства кэкономическому обществу - все эти и другие подобные вопросы одинаковозначительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока.Удовлетворительного их решения еще не дано ни там, ни здесь, иследовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другомвсе деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем ужев результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частнымусловиям местной среды, сами собою сказались бы все положительныеособенности племенных и народных характеров. Такая "западническая" точказрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив,требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. Отобязанности совместного культурного труда с прочими народами противники"западничества" отделывались произвольным утверждением о "гниенииЗапада" и бессодержательными прорицаниями об исключительно великихсудьбах России. Желать своему народу величия и истинного превосходства(для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении небыло различия между славянофилами и западниками. Последние стояли толькона том, что великие преимущества даром не даются, и что когда дело идетне о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурномпревосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурноюработой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякойчеловеческой культуры, уже выработанных западным развитием. З. желалидействительно величия России) и их девизом в борьбе противславянофильских притязаний могли служить следующие слова БаконаВеруламского (в предисловии к "Instauratio magna"): "воображаемоебогатство есть главная причина бедности; довольство настоящимпрепятствует заботиться о насущных потребностях будущего". После того,как "воображаемое богатство", т. е. идеальные представления ипророчества старого славянофильства, сами собою бесследно испарились,уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношениедвух главных направлений нашей мысли значительно упростилось, вернувшись(на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общемупротивоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: кборьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом ипросвещением. Владимир Соловьев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЗАПАДНИКИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.