ЖИВОПИСЬ
ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ
Живопись Живопись - искусство изображать предметы на какой-либо поверхности(стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителявпечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительныхпредметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж. заключается ввыражении некоторой художественной идеи или настроения совокупностьюизображаемых предметов в их взаимных отношениях, Возможность воплощенияидей Ж. ограничена тем условием, что изображенное на картине всегдадолжно иметь своим первообразом действительную природу по требованиямновейшего направления; чудовища, привидения, фантастические существа,изображенные очертаниями и красками на полотне, при нынешнем более илименее общераспространенном знании действительности, производят далеко нетакое впечатление на воображение, как менее определенные описанияподобных же существ в поэзии. С другой стороны, подражаниедействительности в Ж. совсем не идет и не может идти так далеко, кактого мог бы требовать натуралист. Художник изображает совокупностьпризнаков, достаточных для сообщения его произведению сходства сприродою, но даже и в портрете он не исчерпывает всех существующих вживом лице признаков, так как художественный опыт всех времен показал,что подражание природе в отношении изображения подробностей, доведенноедалее известной меры, не служит к усилению сходства с природой. Кромеэтого указания художественного чувства, всегда присущего художникам, ине опровергаемого такими примерами из истории искусства, какимипредставляются - так сказать - фотографически законченных произведенияДеннера, Ван дер Гейде, Герарда Дова и нек. др. живописцев, и самиматериальные средства Ж. ограничивают предел ее подражательности.Противоположения света и темноты в природе измеряются такими громаднымичислами, которые в чрезвычайной степени превосходят отношения междусамыми светлыми и самыми темными красками, употребляемыми в Ж. В природеярко освещенное облако может напр. в двадцать тысяч раз быть светлеенекоторой затененной лесом почвы, а краски, употребляемые в Ж., отстоятодна от другой не более как на шестьдесят (Белила только в шестьдесятили семьдесят раз светлее самой темной черной масляной краски; вкартинах, несколько старых, отношение между самым светлым и самым темными того менее). Не смотря на такие громадные численные различия междусветотенью в природе и светотенью в Ж., художники все таки изображаютразличные моменты освещения - от полуденного до ночного лунного - сбольшой степенью иллюзии. Не будучи в состоянии материально расширитьпределы светотени, представляемые красками, они психически удлиняютпереход от светлого к темному путем последовательных градаций тона илитак называемыми полутонами. Стремясь воспроизвести впечатление отдействительности живописец собственно не подражает средствам природы, апоступает иначе, не сознавая, что он следует особенному психофизическомузакону, который приводит его к желаемому им впечатлению. Кроме этихсоображений, можно еще указать на единство впечатления, требуемого откаждого художественного произведения эстетическим чувством. Повинуясьэтому требованию, художник, изображая главные группы предметов сдостаточными подробностями, однако намеренно опускает детали всех техчастей изображаемой действительности, который не содействуют целостивпечатления. Но, тем не менее, изображенные предметы должны сохранятьхарактер действительности: в большой исторической картине, гдеизображение людей занимает первое место, все-таки зритель различает напочве камни, или на дальнем плане - горы, лес и тому подобное. В этомограниченном смысле Ж. есть искусство подражательное. По внутреннему содержанию Ж. имеет много подразделений: Ж.историческая, религиозная, бытовая, баталическая, портретная, пейзажная,Ж. плодов, цветов и неодушевленной вообще природы (nature morte);живописцы обыкновенно специализируются по одному или немногим из этихотделов, как специализируются литераторы или ученые. Значение каждого изэтих видов Ж. менялось и меняется в различные времена и у различныхнародов в зависимости от общей культурной их жизни, как эти проведено вразличных статьях Словаря, посвященных истории школ Ж. Техника живописи. Это слово имеет двоякое значение: во-первых, имобозначают совокупность приемов, которыми определяетсяэстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшемупользованию красками в другими материальными средствами для наиболеесовершенного исполнения картины в смысле подражательности, как она былаопределена выше. Эта техника видоизменяется в зависимости от родаматериалов, избранных для Ж.: Ж. масляными красками, Ж. акварелью и т.п. требуют каждая своего рода техники. И, однако, художник может иметьсвою индивидуальную технику, позволяющую ему достигнуть желаемоговпечатления легче или иначе, чем достигает того другой, приобретший инуютехнику; это есть художественная техника, в высшем значении этоготермина. Другой род техники Ж. излагается в целом ряде правил, доступныхвсякому и с исполнения которых должны начинать приступающие к замятиямЖ. Сюда должно войти первое знакомство с материалами, стольразнообразными, смотря по техническому роду Ж. В техническом отношенииЖ. может быть масляная, акварельная, гуашь, пастель, темпера, фресковая,восковая (вообще и энкаустика в частности). Сюда надо прибавить Ж. настекле и на фарфоре, соединенную обыкновенно с обжиганием посуды, а снею и красок, при более или менее высокой температуре. Изучение красок,тех материалов, на поверхности которых пишутся картины, способызакладывания красок и весь вспомогательный материал, нужный дляживописца - все это составляет предмет множества сочинений более илименее практического характера, Здесь вкратце описана техника акварельнойЖ. в виде дополнения к статье Акварель; описание других техническихродов Ж. - под соответственными названиями. Вообще все технические виды Ж. могут быть разделены в оптическомотношении на матовую или блестящую. Матовый вид имеет гуашь, пастель,темпера, фреска, восковая Ж.; блестящую поверхность имеют масляныекартины, покрываемые вдобавок лаком, что еще более усиливает их отблеск.С физической точки зрения представляется большая разница между матовымии блестящими красками: в первых скала светотени ограниченнее, чем вовторых. Оптическое расстояние между белым и черным цветными карандашами(пастель) значительно менее, чем между белою и черною маслянымикрасками. Свет, падающий на матовые краски, сообщает им некоторуюбелесоватость и отнимает у темных тонов то, что художники называютпрозрачностью - свойство, по которому и в темных частях картины виднывыступающие из глубины предметы. Краски с блестящею поверхностью,принимая на себя свет, отражают часть его в сторону и без изменения,остальная же преобразовывается в поверхностных слоях красок и показываетих красочные свойства во всей полноте. Блестящие краски представляютоднако то неудобство, что рассматривать картину можно только с некотор.определен. мест, что картина должна быть наклонена к стене дляустранения отражающего света. В ряду разных технич. родов Ж. фреска,гуашь, пастель суть самые матовые. Акварель занимает по оптическим свойствам промежуточное и вообщеособенное место между различными родами Ж. Краски, служащие дляакварели, содержат в себе некоторое количество гумма, сахара и пр. и приупотреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (так ваз.медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.Акварелью пишут на бумаге: наложенная на нее краска, по высыхании,образует слой такой тонины, что почти все краски становятся прозрачными.Свет, падающий на Акварель, проходит чрез тонкий слой краски до бумагии, отразившись от нее вторично проходит чрез тот же слой; выходя изнего, цветной свет содержит в себе значительную часть белого света, чтои отзывается неблагоприятно на темных тонах, не достигающих достаточнойглубины и прозрачности. Вообще же прозрачность акварельных красок даетособенно приятный и характерный вид красочным тонам, а наложениепрозрачных слоев краски одного на другой дает способ составления новыхтонов, трудно достижимых другими приемами. Особенность акварельныхслоев, наложенных на бумагу, состоит в том, что по высыхании онистановятся светлее и более матовыми; пока бумага еще влажна - красочные тона чище. Вдобавок, пределы покрытых краской частейрисунка представляются резкими, более темными, чем ограничиваемые имиплоскости; отсюда необходимость для слияния соседних тонов между собоюдержат бумагу рисунка постоянно влажною во время работы, посредствомподкладывания под нее мокрых листов другой бумаги, быстрым обливанием еес лицевой стороны и другими приемами. Светлые места в акварели достигаются или оставлением соответствующихчастей рисунка непокрытыми краской или вымыванием в наложенном слоетаких мест кистью или маленькой губкой, также вбиранием влажной ещекраски наложенною пропускною бумагой. Покрывают также предварительнораствором каучука в эфире места рисунка, долженствующие остаться белыми,а по окончании акварели снимают тонкий слой резины трением пальца илизамшей; в некоторых случаях выскабливают краску до белой поверхности илинаконец накладывают светлые места непрозрачною краскою, гуашью. Вообщемногие акварелисты прибавляют к краскам несколько белил в известныхслучаях, а иные решительно соединяют чистую акварельную работу с гуашью.Трудность акварели состоит в том, что средства изменения рисунка и тоновв ней весьма ограничены: выскабливание и вымывание кистью и губкой легкомогут довести до неисправимого загрязнения всей картины. Эти трудностислужат причиною, что акварелью гораздо реже, чем масляными красками,пишут на сложные темы, исполнение которых не дается сразу. Переменитьположение фигуры в картине, а тем более перенесение ее в другое местокартины и вообще постепенное развитие и улучшение сочинения (композиции)в акварели, уже достаточно подвинутой вперед, есть дело невозможное. Ноэтот род живописи приносит большую пользу для эскизов каких бы то нибыло картин, из-за быстроты работы, вследствие быстрого высыхания красокна бумаге. В некоторых же родах (цветы, портреты, архитектурные пейзажи)акварель может решительно соперничать с масляною живописью. Акварель исполняется обыкновенно на бумаге, хотя и сделаны попыткиписать водяными красками на холсте, подготавливаемом для этой целиквасцами. бумага для акварели должна быть высшего достоинства иприготовляется из хороших полотняных тряпок. Лучшею акварельною бумагоюсчитается английская (Ватмана и Гардинга), но теперь начинают обходитьсяи другими сортами, приготовляемыми французскими и немецкими фабриками.Поверхности бумаги придают, при ее фабрикации, различную степеньшероховатости или зернистости, например ватманская бумага бывает трехстепеней зернистости. Французская крупнозернистая бумага (papiertorchon) годится для акварелей лишь очень больших размеров; мелкие вещивыходят на ней грубо; бумага средней зернистости есть demi torchon.Кроме отличия по роду и величине зернистости, сорта бумага отличаются итолщиной; английская бумага бывает обыкновенно троякого рода толщиныБумага для акварели всегда проклеена - бумага Гардинга - менее, чемВатмана. Французская бумага, так наз. a lа forme, рекомендуется из-заособого рода шероховатости; другой сорт франц. бумаги (papier de Rome),еще лучшего зерна, имеет однако сине-серый цвет. Из английских сортовзаслуживает большого внимания еще Кресвик, хорошо проклеенная с приятнымродом зернистости. Немецкие фабрики приготовляют довольно хорошееподражание ватманской бумаге (фабр. Schoeller). Хорошая бумагавыдерживает общее смачивание и покрывание краской всей поверхности,повторенное несколько раз; неудовлетворительная - теряет скоро своезерно и вообще портится. Большие листы бумаги, перед рисованием на них,должны быть предварительно смочены (кроме самых краев) и в таком виденатянуты и наклеены краями на доске или защемлены рамкой стиратора. Излистов меньших форматов делают стопочки, так назыв. блоки; пишутакварелью на верхнем листке, который по окончании работы легко снимаетсяс нижних ножичком. Краска должна ровно ложиться на хорошей бумаге;иногда для этой пели прибавляют к воде несколько бычачьей желчи. Дляакварели употребляются и лаки, однако не с целью покрытия их лаком,наподобие масляных картин, но лишь для сообщения прозрачности темнымместам акварели, обыкновенно лишенным этого свойства из-забелесоватости. Материальная часть акварелиста гораздо менее сложна, чем для Ж.масляными красками, и занимает гораздо менее места. Ящик с краскамиимеет крышки, служащие одновременно палитрой; металлический футляр илифлакон с чашечками назначается для воды, а иногда и для хранены кистей.Кисти приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), чтотребует большой тщательности, и потому цена им высокая, но затоакварелисту достаточно полудюжины кистей, тогда как Ж. маслянымикрасками требует гораздо более кистей, которые вдобавок гораздо скореепортятся, чем акварельные. Губка, замша, стальные скоблилки, агатовыегладилки и некоторые другие принадлежности дополняют багаж акварелиста.Технический сведения об акварельной Ж. см. Karl Robert, "L'aquarelle"(1879); "Traite d'aquarelle par Cassagne" (1875; есть русский перевод);"Die Technik der Aquarell Malerei von Fischer" (1888); "Об акварели" П.Маркова (1875); Jules Adeline "La peinture a l'eau". Сведения о краскахво всех этих сочин. часто неосновательны: непостоянные краски не резковыделены из прочих. Ф. Петрушевский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЖИВОПИСЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.