ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)
ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956) ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)

ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)

ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)
ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956), российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: "Арсенал" (1929), "Земля" (1930) и др. Ленинская премия (1959, посмертно), Государственные премии СССР (1941, 1949). * * * ДОВЖЕНКО Александр Петрович [30 августа (11 сентября) 1894, с. Сосницы Черниговской области — 25 ноября 1956, Москва], советский кинорежиссер, сценарист, автор рассказов и повестей. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий "Поэма о море"). Родился в многодетной крестьянской семье на Черниговщине. В 1914 окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-17). В 1920-21 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-23 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-26 — художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В годы революций и Гражданской войны молодой школьный учитель, вдохновленный идеями украинской национальной государственности, сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады, а после жестокого разочарования в ее политике — коммунистов (впоследствии пережитое нашло отражение в фильме "Арсенал", 1929). Коммунистическому идеалу Довженко хранил верность всю жизнь, но интерпретировал его чрезвычайно своеобразно. Уже в первой своей картине "Звенигора" (1928) Довженко пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х годов. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в "Звенигоре" возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада). С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующем фильме Довженко, "Арсенал" (1928), посвященном революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме "Земля" (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в "Земле" безоговорочно побеждало вечное. Именно в "Земле" с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными. В последующих произведениях Довженко пытается примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности "Земли", но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, равно как и противостояние двух ипостасей образа народа — массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 1930-40-х годов: "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939), "Мичурин" (1948). В 1934 Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме. Однако он также пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в "Земле" — будущим. Драматичен образ главного героя — монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над "Щорсом" сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий "Украина в огне" (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной "Жизнью в цвету" (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус "Мичурин" (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа "Золотые ворота". Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища "Поэма о море" (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину. Татьяна Муштакова.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.