ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)
ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955) ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)

ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)

ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)
ДЖОНСОН (Johnson) Джеймс Прайс (1 февраля 1891, Нью-Брунсвик, шт. Нью-Джерси — 17 июня 1955, Нью-Йорк), американский джазовый музыкант (фортепиано), руководитель ансамбля, композитор. Музыкальные способности обнаружил в очень раннем возрасте. С помощью матери (непрофессиональной пианистки) приобрел начальные навыки игры на фортепиано, познакомился с творчеством европейских композиторов и разнообразными жанрами американской танцевальной и салонной музыки (впоследствии охотно стилизовал их в своих фортепианных пьесах). С 9 лет начал регулярно заниматься музыкой после переезда вместе с семьей в Нью-Йорк. Брал частные уроки, в том числе у итальянского учителя фортепиано и вокала, изучал гармонию и контрапункт. Музицировал с друзьями в школе, разыгрывал с ними любительские спектакли. Впервые выступил публично в 1904 в Гарлеме (во время школьных каникул), поразив аудиторию техническим совершенством игры и импровизаторским даром. Принял предложение концертировать до конца летнего сезона (за 9 долларов в неделю). С 15-ти лет регулярно играл в клубах и кабаре Нью-Йорка и Атлантик-Сити, исполнял регтаймы, танцы и попурри на песенные темы, нередко чередуя их с виртуозными концертными произведениями (например, парафразами Листа). В годы Первой мировой войны работал по ангажементам как соло-пианист и с небольшим ансамблем в различных клубах, гастролировал с водевильными труппами. Одним из первых среди негритянских музыкантов записался на ролики для механического фортепиано в 1916. Приобрел авторитет у молодых пианистов, оказывал им поддержку, обучал мастерству (в их числе был "Фэтс" Уоллер — с 1919, а также Хэнк Дункан). В 1920-21 Джонсон участвовал в составе театральных оркестров и как композитор в бродвейских шоу и ревю ("Black Sensations", "Smart Set" и других), получил широкое признание как автор популярных песен и пьес для фортепиано. Этому способствовали записи его композиций на пластинки, начиная с 1921 (Carolina Shout, фортепиано соло). Множество записей сделано им с известными блюзовыми певицами: Бесси Смит, Кларой Смит и "Трикси" Смит, Этель Уотерс и другими. В 1925 прошли успешные гастроли в Европе с варьете-шоу "Plantation Days" (музыку к нему Джонсон написал в 1923 по заказу из Великобритании). В тот же период была создана оркестровая версия одного из ранних его сочинений — песенного мюзикла-ревю "Running Wild", осуществлены новые записи, в том числе с Бесси Смит (1927, 1929), вместе с которой в 1928 Джонсон снялся в короткометражном кинофильме "Yamacraw". Одновременно продолжал концертные выступления, участвовал с другими гарлемскими пианистами (Уилли "Лайоном" Смитом, Лакки Робертсом, "Фэтсом" Уоллером) в "Cutting contests" ("импровизационных соревнованиях"), сотрудничал с различными джазовыми музыкантами ("Кингом" Оливером, Бенни Картером, "Кути" Уильямсом, Джимми Харрисоном и другими). В начале 1930-х годов работал на Ямайке, затем вновь в Нью-Йорке. В связи с модой на свинговые оркестры снизил свою активность как пианист, переключившись в основном на сочинение музыки. Написал симфоническую поэму (1930), четырехчастную симфонию "Harlem" (1932, в 1937 переработана в балет), "Jasmine (Jazz-o-mine) Concerto" для фортепиано с оркестром, переложил для симфонического оркестра "St. Louis Blues" Уильяма Кристофера Хэнди, вместе с негритянским поэтом Лэнгстоном Хьюзом участвовал (как композитор и импровизатор) в одноактной постановке "De Organiezer". В 1938-39 благодаря инициативе Юга Панасье (французского джазового публициста, одного из лидеров ривайвл- движения) возобновил записи и исполнительскую деятельность, что помогло ему вернуть былую славу. Широкий резонанс среди поклонников негритянской музыки имели его выступления в исторической серии концертов "Spirituals То Swing" в Карнеги-холле (с певицей Идой Кокс, трубачом Томми Лэдниером и другими). На пластинках этого времени он представлен с такими музыкантами, как Сидни Беше, Фрэнки Ньютон, Эдмонд Холл, Джек Тигарден и др. В 1940 пережил инсульт и был частично парализован, но вскоре оправился и вернулся на эстраду. Играл как солист с различными ансамблями традиционного джаза и свинговых комбо, руководил собственным оркестром. В 1946 вновь прервал работу из-за ухудшения состояния здоровья. Некоторое время жил в Калифорнии, написал музыку к ряду голливудских постановок. В результате нового инсульта в 1951 (приведшего к утрате речи) вынужден был окончательно отказаться от концертной практики. Джонсон — выдающийся негритянский музыкант регтайма, фортепианного блюза, классического джаза и раннего свинга, внесший исторически значимый вклад в развитие многих других видов и жанров афро-американской музыкальной культуры США на начальной стадии ее развития. Его следует причислить к корифеям джаза (подобно таким личностям, как "Дюк" Эллингтон, Лестер Янг или Орнет Коулмен), хотя Джонсон и не был в строгом смысле слова джазменом (основное его амплуа — эстрадный солист). Более того, он по праву может считаться корифеем (среди негритянских музыкантов) фактически во всех многообразных сферах творческой деятельности, в которых успел проявить себя: эстрадном музыкальном театре (водевиль, варьете, шоу, мюзикл, ревю), популярной песенной и инструментальной музыке, "серьезных" концертно-симфонических жанрах, камерно-салонной фортепианной миниатюре, симфоджазе, киномузыке. Вместе с "Джелли Роллом" Мортоном осуществил ранние опыты "оджазирования классики" (jazzing the classics) — интерпретации, импровизации, разработки, цитирования, стилизации классической музыки (характерный пример — его "Caprice Rag" с реминисценцией из Шопена). Экспериментировал в области симфонизации регтайма. Впервые создал концертную оркестровую версию чарльстона (негритянский народный танец из Южной Каролины), ввел его в мюзикл ("Runnin' Wild", 192З), тем самым способствовал популярности этого танцевального жанра в США (с 1925, благодаря знаменитой негритянской певице и танцовщице Джозефине Бэйкер, чарльстон стал предметом повального увлечения в Европе). Влияние Джонсона испытали на себе многие музыканты — "Дюк" Эллингтон, Флетчер Хендерсон, Джо Тернер, Хэнк Дункан, "Каунт" Бейси, Оскар Питерсон, из неамериканцев — Адам Макович, Александр Цфасман и многие другие. В. Ю. Озеров.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.